Куда бежать «серийным вкладчикам»

Банки с дорогими вкладами падают один за другим, а в остальных снижаются ставки
В банках давно нет очередей желающих вложить деньги/ А. Махонин/ Ведомости

«Ситуация с ликвидностью у большинства банков стабильная, особенно у государственных, в которые население перекладывает средства для защиты на фоне очередной волны отзыва лицензий; снижена кредитная активность», – указывает директор департамента розничного бизнеса «Росгосстрах банка» Андрей Борискин.

Косвенно это подтверждается и тем, что банки, которые сейчас выплачивают страховки из АСВ вкладчикам банков-банкротов, не предлагают им никаких специальных условий вложений, чтобы привлечь их деньги. Зачастую те оставляют им деньги сами. В  среднем около 40% лиц, получивших страховое возмещение в Связь-банке (принадлежит ВЭБу), оставляют в нем деньги, рассказала зампред правления банка Ольга Олейник. В Сбербанке остается примерно половина вкладчиков банков-банкротов. Доля тех, кто становится вкладчиком «ХМБ Открытие» после получения компенсации из АСВ, доходит до 60%, сообщила пресс-служба банка. Около 60% выплаченных вкладчикам лопнувших банков средств размещено во вклады в «ВТБ 24».

С начала ноября ЦБ оставил без лицензии уже восемь банков, а с лета – более 50. Все чаще среди из них оказываются любимцы «серийных вкладчиков», которые охотятся за депозитами с максимальными ставками, не беспокоясь о надежности банков, поскольку размещают в них суммы в пределах застрахованных АСВ 1,4 млн руб. Для некоторых проценты от таких вложений были основным источником доходов.

«Мы с мужем много работали и в последние несколько лет постоянно вкладываем сбережения в разные банки с наилучшими условиями, чтобы жить на проценты. Но в этом году у четырех из этих банков отозвали лицензии, – рассказывает домохозяйка Ирина Грушина, бывшая вкладчица «Транспортного», Маст-банка, «Российского кредита», «Еврокоммерца».

Особенно удачным для таких охотников за процентами был период на рубеже 2014–2015 гг. Кризис ликвидности заставил многие банки принимать деньги от населения под сверхвысокие проценты – до 18–21% годовых. Некоторые – на короткий срок по принципу «лишь бы выжить, а там разберемся», а самые отчаянные радовали «серийных вкладчиков» долгосрочными вкладами на таких условиях.

«До прошлогоднего кризиса нам с мужем-пенсионером хватало процентов и на жизнь, и на капитализацию. Но теперь, когда цены на продукты, лекарства, коммуналку сильно выросли, а ставки вкладов вернулись к уровню 10–11%, дохода от новых вкладов хватает впритык, – сетует Грушина. – Валютные вклады я уже не рискую делать – ставки минимальны, а получать из АСВ рубли рискованно». Она опасается, что к концу года, когда на рынок «хлынут деньги людей, у которых, как и у нее, закончатся 20%-ные новогодние вклады», а банки опустят ставки еще ниже, разместить деньги хотя бы с защитой от инфляции уже не получится.

Такой сценарий банкиры считают вполне вероятным. По словам директора по стратегическому развитию «СМП банка» Алексея Илющенко, скорее всего, ставки по рублевым депозитам к концу года немного упадут вслед за ожидаемым снижением ключевой ставки.

Кроме того, у большинства банков сейчас нет проблем с ликвидностью, особенно валютной, указывают банковские аналитики. Вкладчики возвращают валюту в банк, докладывал во вторник президент Сбербанка Герман Греф президенту Владимиру Путину.

У вкладчиков – и обычных, и «серийных» – остается все меньше шансов для маневра, заключает Борискин, оговариваясь, что «к концу года, вполне вероятно, еще можно будет поймать интересные краткосрочные предложения».

До сих пор остаются банки, которые готовы привлечь деньги населения под 12–14% годовых в рублях, 4–4,5% – в валюте (см. таблицу).

Вкладчики, которые ожидают поступления крупных сумм позднее, в конце этого года или начале следующего, могут уже сейчас открыть пополняемый вклад с интересной ставкой, а основную сумму внести позднее, считает Илющенко.

«Если вы уверены, что деньги не понадобятся в течение полугода или дольше, можно смело открывать валютные вклады. Для более коротких вложений проще выбрать рублевый депозит, поскольку в течение 2–3 месяцев вряд ли стоит ждать существенных движений курса. Но лучше не пользоваться услугами сомнительных банков», – предупреждает гендиректор Экономико-правовой школы ФБК Сергей Пятенко. По его мнению, самая разумная стратегия для рантье, как Грушина, – разделить долгосрочные вложения (от года) поровну между рублевыми и валютными вкладами. Рублевая часть должна обеспечивать регулярный доход на текущую жизнь, а валютная составляющая – служить подушкой безопасности, поскольку, скорее всего, рубль будет постепенно слабеть. В валюте здоровой альтернативы доллару, видимо, нет, вероятность возникновения тех или иных проблем с евро все-таки выше, добавляет Пятенко.