Власти пишут новые правила для банков, «слишком больших, чтобы обанкротиться»

В случае коллапса контрагенты банка не смогут сразу требовать выполнения обязательств перед ними
Для китайских банков FSB сделал исключение/ Pixabay

Более 20 глобальных банков подписали протокол Международной ассоциации свопов и деривативов (ISDA), предусматривающий, что при банкротстве одного из них контрагенты какое-то время не будут требовать закрытия позиций по обязательствам банкрота. Об этом говорится на сайте ISDA. Цель таких соглашений – предотвратить повторение ситуации 2008 г., когда после коллапса Lehman Brothers на рынке начался «эффект домино» из-за того, что банки требовали выполнения обязательств.

«Это все связано с проблемой «слишком больших, чтобы обанкротиться» и системных рисков, – отмечает юрист лондонской фирмы Linklater Дуг Шо, – [сейчас] протоколы подразумевают уступку имеющихся прав, так что подписавшие их банки мало что получат, если их контрагент окажется в состоянии банкротства» (цитата по Bloomberg).

Подписание протокола ISDA для глобальных банков означает, что в момент банкротства одного из них его обязательства рассчитаться по ценным бумагам, служащим залогом, будут заморожены, говорится в заявлении Совета по финансовой стабильности (FSB).

На прошлой неделе FSB обнародовал правила, призванные решить проблему банков, «слишком больших, чтобы обанкротиться». К 2022 г. у 30 системно значимых институтов должна быть подушка безопасности (TLAC) в размере 18% активов, взвешенных с учетом риска. Это может быть капитал и долговые инструменты, которые при банкротстве будут конвертированы в акции. По оценке FSB, к 2022 г. тридцатке банков придется разместить инструменты, способные абсорбировать убытки, в размере до 1,11 трлн евро ($1,19 трлн).

Хотя сумма немалая, эксперты призывают не принимать ее буквально. «Я бы не принимал на веру размер долгов, которые банки должны разместить, чтобы добиться нужного уровня TLAC», – говорит аналитик Aberdeen Asset Management Лоран Фрингс. «Велика вероятность, что разные страны будут рассчитывать сумму в соответствии со своими правилами банкротства, а из-за этого она может измениться очень сильно», – добавляет он (цитата по Reuters). Германия уже успела изменить законы о ценных бумагах так, что теперь долги с преимущественным правом требования стали субординированными инструментами.

Труднее будет китайским банкам. Bank of China, Agricultural Bank of China и Industrial and Commercial Bank of China в совокупности недостает 355 млрд евро (из общих 1,1 трлн). Но для китайского корпоративного рынка бондов, размер которого составляет $3 трлн (данные BIS), это очень много. Поэтому FSB сделал для них исключение: для них дедлайны сдвинуты на 2025 и 2028 гг. Но если за короткое время китайский рынок бондов вырастет до 55% ВВП страны (сейчас – 30–35%), отсрочка будет отменена.

«Если местный рынок бондов будет расти быстрее, чем мы ожидаем, то требования начнут действовать раньше, – отмечает генеральный секретарь FSB Свейн Андресен. – Китай и другие развивающиеся экономики сейчас в процессе развития рынка корпоративных облигаций, на котором банки и должны будут размещать свои долги, чтобы выполнить норматив TLAC». С 2013 г. китайские банки, чтобы соответствовать требованиям «Базеля III», разместили облигации, которые учитываются в капитале, на $58 млрд (данные Dealogic).

Использована информация WSJ