Госструктуры Китая теперь владеют 6% фондового рынка

Они потратили на скупку акций сотни миллиардов долларов, чтобы остановить летний обвал котировок
Масштабные усилия китайских властей помогли остановить падение на фондовом рынке/ Ng Han Guan/ AP

Китайским государственным структурам теперь принадлежит не менее 6% акций, обращающихся на материковом фондовом рынке. Это произошло в результате того, что летом они были вынуждены приобретать акции, чтобы остановить обрушение котировок. С 12 июня по конец августа индекс Shanghai Composite упал более чем на 40% после того, как достиг семилетнего максимума. Но благодаря государственному вмешательству он затем вырос на 28%.

По данным Wind, собирающей финансовую статистику, в течение III квартала две государственные финансовые организации, игравшие ведущую роль в поддержке рынка, увеличили с 4,6% до 5,6% долю принадлежащих им акций класса А (торгуются в юанях на Шанхайской и Шэньчжэньской биржах, операции с ними разрешены только национальным инвесторам). Данные взяты из квартальных отчетов публичных компаний, которые должны раскрывать 10 крупнейших акционеров. Истинный размер долей госструктур может быть больше, так как они могут не попадать в топ-10 акционеров.

В оценке Wind учитываются акции, принадлежащие China Securities Finance Corp (CSF), которая использовалась в качестве основного канала вливания государственных средств (CSF была создана в 2011 г. при Китайской комиссии по регулированию рынка ценных бумаг для финансовой поддержки брокерских компаний с целью развития ими маржинального кредитования для покупки акций). Рыночная стоимость принадлежащих CSF акций за квартал увеличилась с 692 млн юаней ($108 млн) до 616 млрд юаней ($96,4 млрд). Причем если в конце июня у нее были акции только двух компаний, то в конце сентября – 742. Также учтены доли, принадлежащие Central Huijin Investment, подразделению суверенного инвестфонда Китая и холдинговой компании, держащей акций госбанков. Несмотря на закупки Huijin, рыночная стоимость ее портфеля снизилась за этот период на 167 млрд юаней ($26,1 млрд) до 2 трлн юаней ($313 млрд), что в основном отражает снижение цен акций. В конце августа Комиссии по регулированию рынка ценных бумаг сообщила, что CSF и Huijin прекратят широкомасштабные закупки, но сохранят принадлежащие им бумаги на неопределенный срок.

Данные Wind не учитывают закупки, которые проводила 21 брокерская компания (это в основном тоже государственные компании). В начале июля они обещали потратить минимум 120 млрд юаней ($18,8 млрд) собственных средств на поддержку рынка. В конце августа агентство Bloomberg сообщало, что регулятор попросил их вложить еще 100 млрд юаней ($15,7 млрд). По сентябрьским оценкам Goldman Sachs, Китай в июле и августе потратил 1,5 трлн юаней ($234 млрд) на поддержку рынка, и эта цифра включает закупки брокеров.

Из-за большой роли госструктур в стабилизации рынка есть сомнения относительно устойчивости роста котировок в последние месяцы. Так, в конце июля после умеренного восстановления цены снова рухнули, когда деловой журнал Caijing сообщил о планах госструктур по прекращению поддержки рынка. Написавший об этом журналист затем был арестован и принес извинения на государственном телевидении за провоцирование «паники и беспорядка».

На этой неделе регулятор отменил запрет на продажу акций подразделениями брокерских фирм, торгующими на собственные средства, указано в обнародованных местными СМИ документах. При этом представители отрасли заявили, что группа из 21 брокерской компании, о которых говорилось выше, не будет продавать акции, пока индекс Shanghai Composite не достигнет 4500 пунктов. По итогам торгов в четверг он снизился на 0,34% до 3635,55 пункта.

Топ-10 покупок акций, которые осуществила China Securities Finance Corp в III квартале, млрд штук

/ Источник: Wind, Financial Times

Другие важные факторы тоже указывают на то, что недавний рост котировок может быть необоснованным. Так, квартальная прибыль компаний, чьи акции торгуются на Шанхайской и Шэньчжэньской биржах, снизилась на 16% в годовом выражении, посчитали аналитики Credit Suisse. При этом для компаний нефинансового сектора падение составило 37% – это худший результат с 2010 г.

Перевел Алексей Невельский