ЦБ не уверен, есть ли в России системно значимые брокеры

Участники рынка рады – такой статус означает усиление надзора
Участники рынка обрадовались заявлению Швецова/ С. Портер/ Ведомости

Нет пока уверенности, что наш анализ покажет, что [в России] есть системные брокеры, так же как я не могу сказать обратное», – заявил вчера первый зампред ЦБ Сергей Швецов. Накануне регулятор опубликовал стратегию развития финансовых рынков на 2016–2018 гг. Она, в частности, предусматривает разделение к 2017 г. всех участников рынка на три категории – системно значимые, небольшие и «прочие», надзор за которыми будет разным. Особенно тщательно ЦБ собирается следить за работой системно значимых игроков.

«Системно значимой называется организация, входящая в финансовый сектор, если перерывы в ее деятельности вызывают пагубные последствия для финансовой стабильности <...> По итогам нашего изучения мы поймем, есть ли в России необходимость выделять группу системно значимых брокеров как отдельный класс особо регулируемых организаций, дополнительно регулируемых», – объяснил Швецов (цитаты по «Интерфаксу»).

О том, что ЦБ может создать список системно значимых брокеров, стало известно в 2014 г. В начале этого года ЦБ сообщил, что разрабатывает для брокеров норматив – показатель краткосрочной ликвидности (ПКЛ), который будет разным для трех категорий брокеров.

Участники рынка обрадовались заявлению Швецова. «Статус системно значимой компании накладывает дополнительные обязательства, в том числе нормативные. С учетом необходимости соответствия большому количеству новаций, исходящих от ЦБ, получение статуса системно значимого брокера может существенно замедлить развитие. Тут та ситуация, где проще быть как все», – считает председатель правления «Финама» Владислав Кочетков. «В России сейчас нет брокеров, состояние которых угрожало бы финансовой стабильности страны. И на текущий момент проблемы инвестиционной индустрии в целом не сказываются на финансовой стабильности», – добавил гендиректор «Атона» Андрей Звездочкин.

Масштаб российского фондового рынка не таков, чтобы какая-либо из брокерских компаний могла претендовать на роль системно значимой, согласен с регулятором предправления Национальной ассоциации участников фондового рынка Алексей Тимофеев. «На наш взгляд, брокерский бизнес нормально функционирует и без списка системно значимых компаний. Фондовый рынок не столь значим для российской финансовой системы в целом, т. е. прекращение деятельности одного из ведущих брокеров нанесет существенный удар по фондовому рынку, но не будет особо заметно в масштабах всей экономики», – заключил Кочетков.