Статья опубликована в № 3994 от 15.01.2016 под заголовком: «Русский стандарт» не подходит для «Почты России»

«Почта России» больше не выдает карты «Русского стандарта»

Проект был закрыт из-за создания Почтового банка

«Почта России» перестала выдавать в своих отделениях карты банка «Русский стандарт», сообщили «Ведомостям» в колл-центре компании. В декабре, по данным колл-центра, на почте еще можно было оформить карточку «Русского стандарта».

Пресс-служба «Почты России» заявила, что «проекты по продаже карточных продуктов других кредитных организаций будут пересматриваться в связи с запуском Почтового банка», о создании которого было объявлено в сентябре. Он будет создан на базе входящего в группу ВТБ розничного «Лето банка» с участием «Почты России», а контролировать новый банк будет «ВТБ 24», которому принадлежит «Лето банк». После того как «Лето банк» станет «Почтовым», у «ВТБ 24» останется 50% плюс 1 акция, а остальные приобретет «дочка» «Почты России». Сейчас, по словам представителя «Почты России», все ключевые договоренности по созданию Почтового банка между партнерами достигнуты, а юридически оформление сделки завершится в начале 2016 г.

Банк продолжает реализацию совместных проектов с «Почтой России» по обслуживанию уже выпущенных карт, а также денежных переводов, заявил представитель «Русского стандарта», но детали сотрудничества не раскрыл, сославшись на их конфиденциальность.

Стресс от почты

Создание Почтового банка может отразиться и на Связь-банке, для которого «Почта России» – один из основных клиентов, она держит в нем счета и депозиты. «Мы провели стресс-сценарий: что будет, если почта полностью от нас уйдет», – рассказывала «Ведомостям» зампред правления Связь-банка Ольга Олейник. По ее словам, для банка «это не смертельно», однако она надеется, что полностью компания средства не выведет.

«Русский стандарт» оставался единственным банком, карты которого выдавались на почте: с 2012 г. банк выпускал дебетовую «Почтовую карту». Это был большой проект, на пике в 2012 г. выпускалось до 40 000–50 000 таких карт в месяц, вспоминает один из розничных банкиров. Он указывает, что карты выдавались не во всех отделениях, а только там, где был интернет. По его словам, банк был заинтересован в проекте, много инвестировалось в инфраструктуру: в отделениях почты карточки можно было пополнить по технологии онлайн. Представитель «Русского стандарта» не ответил на вопросы о масштабах проекта.

Банк хотел также запускать кредитование в почтовых отделениях, указывает собеседник «Ведомостей», однако с приходом к руководству «Почтой России» Дмитрия Страшнова в 2013 г. этот проект стал сходить на нет. Страшнов не был сторонником аутсорсинга финансовых услуг, а настаивал на том, что у почты должен быть свой банк. Проект практически закрылся, когда были достигнуты договоренности с ВТБ, однако, по мнению банкира, он был интересным и прибыльным для обеих сторон.

Банковский бизнес не являлся материально значимым для «Почты России», поскольку партнерство с «Русским стандартом» не получило должного развития, возражает аналитик Газпромбанка Сергей Васин. По его мнению, разрыв отношений, скорее всего, не скажется на бизнесе «Почты России» с учетом ее нового партнерства с ВТБ.

«Русский стандарт» 12 января подал иск к «Почте России» на 11 млн руб., третьей стороной по делу выступает Агентство по развитию финансовых услуг (основной его клиент – «Почта России», говорится на сайте агентства), следует из картотеки арбитражных дел. Представители «Русского стандарта» и «Почты России» заверили, что дело не связано с прекращением выпуска «Почтовых карт».