ЦБ пообещал автоперевозчикам снижение цен на страхование

Но для водного транспорта и авиаперевозок стоимость полисов может вырасти уже во втором полугодии 2016 года
Больше всего премий страховщики собирают с владельцев автобусов, трамваев и троллейбусов/ С. Портер/ Ведомости

Центробанк впервые за три года действия закона об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика (ОСГОП) намерен скорректировать тарифы. Автомобильным перевозчикам (самый крупный сегмент рынка) стоит ожидать понижения стоимости полисов, тарифы по этому виду переоценены, посчитал ЦБ, а перевозчикам по внутреннему водному и морскому транспорту, наоборот, стоит ждать повышения, следует из сообщения ЦБ. Регулятор анализировал данные за 2014 г. и три квартала 2015 г.

Повысить цены на полисы могут и для авиаперевозчиков, это обсуждалось на последнем совещании в Минтрансе с участием представителей ЦБ, Минфина, страхового сообщества и перевозчиков, добавляют два его участника.

Сейчас регулятор проводит необходимые расчеты для корректировки тарифов: «Мы рассчитываем завершить эту работу в течение первого полугодия 2016 г. и обсудить проект с общественностью», – указал директор департамента страхового рынка Игорь Жук: новые тарифы могут быть утверждены во втором полугодии.

Все коммерческие перевозчики (кроме легкового такси и метрополитена) с 2013 г. обязаны страховать ответственность за возможное причинение вреда жизни и здоровью пассажиров. Тарифы устанавливает ЦБ.

Почем страховка

Больше всего премий страховщики собирают с владельцев автобусов, трамваев и троллейбусов – порядка 3 млрд руб. в год, следует из статистики НССО. Железнодорожный транспорт приносит 120 млн руб., внутренний водный транспорт – около 20 млн руб. воздушный транспорт – 20 млн руб., морские перевозки – 8 млн руб.

Ежегодно страховщики собирают по этому виду по 3,3–3,7 млрд руб. Всего за три года действия закона они собрали свыше 10 млрд руб., а выплатили – 1,8 млрд руб. Перевозчики считают обязательное страхование необоснованной нагрузкой на бизнес, такая позиция высказывалась и на последнем совещании в Минтрансе, говорит его участник.

Несмотря на очевидный разрыв между поступлениями и выплатами, страховщики с решением ЦБ не согласны. Возможная корректировка тарифов может оказаться преждевременным шагом, уверен первый заместитель председателя правления «Согаза» Николай Галушин. «Хотя уровень выплат в этом сегменте пока сравнительно небольшой, по мере роста информированности граждан о своих правах на получение компенсаций они все чаще обращаются за выплатами. За три года показатель увеличился на 45% и будет расти дальше», – говорит он. Также статистика по выплатам отстает от данных по премиям, временной разрыв между аварией и заявлением на выплату составляет 4–5 месяцев, добавляет президент Национального союза страховщиков ответственности (НССО) Андрей Юрьев: во многих случаях пострадавшие сначала стараются получить лечение, а уже потом обращаются за выплатой.

Ежегодная премия по внутренним водным туристическим перевозкам составляет около 5 млн руб., приводит пример Юрьев, между тем сумма выплат по одной крупной аварии, сравнимой с крушением «Булгарии» в 2011 г., когда погибло 122 человека, составляет более 250 млн руб. «Чтобы собранной премии хватило только на одну такую аварию, ее необходимо собирать около 50 лет. Очевидно, что по трехлетнему периоду предусмотреть такие аварии нереально», – пояснил он.

«Рост частоты происшествий означает, что при введении новых тарифов во второй половине 2016 г. на результатах 2014 и части 2015 г. полученные цифры должны быть скорректированы в сторону увеличения на 25–30%», – считает Юрьев.

Сокращение рынка ОСГОП, которое возможно в результате корректировки тарифов, приведет к росту убыточности этого вида страхования и поставит перед многими компаниями вопрос о дальнейшей работе в сегменте, считает Галушин. «Конечно, основные игроки не покинут рынок, но компании с небольшими портфелями с большой вероятностью примут решение о нецелесообразности участия», – заключает он.

Минтранс вчера не ответил на запрос «Ведомостей».