«Почта банк» сосредоточится на привлечении денег граждан

Если он не найдет спроса у клиентов на кредиты, разместит их в банках группы ВТБ
Дмитрий Страшнов (справа) и Михаил Задорнов/ С. Портер/ Ведомости

В четверг «ВТБ 24» и «Почта России» подписали пакет документов о создании «Почта банка», сделка будет закрыта в пятницу.

«Почта банк» создается на базе «Лето банка», принадлежащего «ВТБ 24», и «Почта России» заплатит 5,5 млрд руб. за пакет 50% минус 1 акция «Лето банка», рассказал предправления «ВТБ 24» Михаил Задорнов. Зато группа ВТБ получит операционный контроль над вновь созданной структурой.

Базовая продуктовая линейка «Почта банка» – это текущие счета и депозиты, поделился Задорнов, он также добавил, что банк создаст зарплатный проект для самой почты, а это около 350 000 сотрудников. Банк также предложит кредитные продукты.

Одна из ключевых задач для «Почта банка» – это привлечение средств населения, подтверждает предправления «Лето банка» Дмитрий Руденко. Средств, которые «находятся у населения в наличном обороте», уточнил гендиректор «Почты России» Дмитрий Страшнов. По словам Руденко, у «Почта банка» нет желания собирать депозиты по высоким ставкам, подвергая риску вкладчиков, однако он допускает «какую-то премию к Сбербанку» (максимальная ставка у Сбербанка – 10% годовых по рублям).

Первые годы у банка будет потребность в фондировании, потому что депозитный портфель только будет «раскручиваться», объясняет Руденко, но потом банк (дату не уточняет) начнет фондировать себя сам. Следующий этап – размещение собранных депозитов, указывает он, кредиты клиентам и фондирование «других банков группы».

В качестве источников фондирования ВТБ рассматривает все варианты, которые могут обеспечить стабильный и мало подверженный процентному риску приток средств, указывает его представитель. И добавляет, что пока говорить о конкретных планах по привлечению фондирования у «Почта банка» преждевременно. Если будет много текущих счетов, скорее всего, цена привлекаемых ресурсов будет приемлемой и вполне допустимо размещать ресурсы в других банках группы, если в этом возникнет необходимость, считает аналитик S&P Ирина Велиева.

Почтальоны соберут

600 млрд руб. столько депозитов планирует привлечь «Почта банк» к концу 2023 г., рассказал Дмитрий Руденко. Кредитов банк хочет выдать на 400 млрд руб.

Конкурентным преимуществом банка, по словам Задорнова, будут широкая сеть и качество сервиса. Перед командой стоит задача создать «один из самых удобных и востребованных клиентами онлайн-банк», а также и эквайринговую сеть. По его словам, люди, приходящие на почту, должны иметь возможность совершать операции по карте, а также расплатиться ею, когда в небольших населенных пунктах почта находится в одном здании, например, с аптекой или магазином.

Проект «Почта банка» должен помочь почте справиться с оттоком клиентов – потери составляют примерно 1 млн человек в год. Доля почты на рынке пенсий, по оценке Руденко, – 40%. «[Будущие] пенсионеры имеют счета в разных банках, знают, как пользоваться «пластиком», и к моменту выхода на пенсию они уже не будут нуждаться в услугах почты», – сетует Страшнов.

Он считает, что «Почта банк» должен бороться за молодых клиентов из провинции, несмотря на то что конкурировать придется со Сбербанком.

Почта опоздала с созданием банка на 20 лет, считает один из розничных банкиров. Причина – молодые люди не привыкли ходить туда и пользоваться ее услугами, тогда как у предыдущих поколений была эта привычка. Молодежь использует почту в основном для получения интернет-заказов, указывает он.

Идея почтового банка успешна на западных рынках, указывает Велиева. Розничные продукты высокомаржинальны, говорит она, но из-за сложной экономической ситуации банк может дольше выходить на точку безубыточности. По ее мнению, услуги «Почта банка» будут востребованы – в крупных городах каждый человек минимум раз в год или два заходит на почту.

Исправленная версия. Первоначальный опубликованный вариант можно посмотреть в архиве "Ведомостей" (смарт-версия)