Пять НПФ группы «Бин» привлекли более 1,8 млн новых клиентов с пенсионными накоплениями

Это больше, чем у лидера рынка – пенсионного фонда Сбербанка
Пенсионеры выбрали судьбу своих пенсий в последнюю переходную кампанию/ Е. Разумный/ Ведомости

В прошлом году НПФ Сбербанка по числу клиентов и портфелю их накоплений уступал только группе «Открытие» – фондам «Лукойл-гарант» и НПФ электроэнергетики. Сейчас эти фонды ожидают скромного притока, следует из слов их представителей. «Лукойл-гарант» рассчитывает, что по результатам переходной кампании 2015 г. количество клиентов-застрахованных «превысит 3,5 млн», говорит его представитель (сейчас клиентская база – чуть больше 3 млн человек).

НПФ «Будущее» пока сверяет данные ПФР со своей базой и комментировать их еще не готов. В четырех фондах, входящих в пенсионную группу Анатолия Гавриленко-старшего, которая станет крупнейшим игроком на рынке благодаря покупке в конце 2015 г. «Газфонд-ПН», на запрос «Ведомостей» не ответили. Но, по словам сотрудника и контрагента группы, совокупный чистый приток новых клиентов по фондам группы небольшой.

Становятся известны предварительные результаты кампании 2015 г. по выбору гражданами пенсионного фонда – страховщика для их накопительных пенсий.

Прошлый год был последним, когда граждане могли сохранить накопительную пенсию, написав заявление о выборе частного или государственного фонда, а для НПФ это был последний шанс существенно нарастить объемы привлеченных средств. Первые результаты показывают, кто проявил небывалую активность в сборе пенсий населения.

Пять НПФ группы «Бин» в 2015 г. привлекли более 1,8 млн новых клиентов с пенсионными накоплениями, сообщил представитель группы. В то же время 0,3 млн прежних клиентов покинули «Бин» вместе со своими пенсиями. Итого клиентская база фондов «Бина» приросла на 1,5 млн человек – более чем до 3,7 млн, доволен представитель группы, а 2015 год стал «самым успешным по привлечению».

По чистому притоку клиентов группа «Бин» обогнала пенсионный фонд Сбербанка – 1,5 млн против 1,1 млн соответственно. Как сообщил представитель НПФ Сбербанка, в 2015 г. фонд привлек 1,4 млн новых клиентов, но при этом его покинуло 288 000 человек. Общее число клиентов по обязательному пенсионному страхованию (ОПС) у фонда Сбербанка достигло 4,2 млн человек с учетом кампании 2015 г. – по этому показателю НПФ Сбербанка все еще опережает группу «Бин».

Сколько денег ждут фонды

По скромным оценкам Минфина, частные фонды в 2016 г. получат около 270 млрд руб. накоплений граждан, решивших сменить статус молчунов и сохранить накопительную пенсию, указывал ранее замминистра финансов Алексей Моисеев. По его мнению, в результате «достаточно успешной» переходной кампании «значительное количество денег изымается из госуправляющего ВЭБа и передается в НПФ». Сам ВЭБ готовится к более значительным оттокам – около 400 млрд руб. ВЭБ резервировал для передачи в НПФ в этом году.

У НПФ Сбербанка огромная сеть привлечения – с отделениями материнского госбанка и собственными офисами фонда это более 8500 точек продаж по всей стране.

У «Бина» собственных сеток такого масштаба нет, но пенсионная группа привлекала клиентов через федеральных ритейлеров – «Евросеть» и «Связного», какие комиссионные «Бин» платил этим партнерам, представитель группы не раскрывает. Также фонды «Бина» привлекали застрахованных через офисы 10 банков, в том числе родственных. Всего по банковским и ритейловым партнерским сетям у НПФ «Бина» было около 10 000 точек продаж.

Результаты фонда Сбербанка и «Бина» за 2015 г. получены из реестров Пенсионного фонда России (ПФР), т. е. они уже очищены от забракованных заявлений.

По закону ПФР принимает и обрабатывает документы от граждан о выборе фонда, а затем передает в НПФ реестры застрахованных, заявления которых были одобрены. 5 марта ПФР направил такие уведомления во все фонды, пояснили в ведомстве.

Большинство опрошенных «Ведомостями» крупнейших НПФ реестры получили, но не готовы предоставить детальную информацию.

НПФ электроэнергетики, по словам его представителя, «в 2015 г. не занимался активным привлечением клиентов по ОПС и не ожидает существенных изменений в размере клиентской базы ОПС» (сейчас – почти 1,3 млн человек).

«ВТБ пенсионный фонд», по словам его гендиректора Ларисы Горчаковской, привлек по результатам кампании 2015 г. более 140 000 новых клиентов (сейчас база – 1,3 млн). В НПФ РГС на запрос не ответили.

Всего за 2015 г. в ПФР было подано более 10 млн заявлений о переводе накоплений, из которых почти половина – от молчунов, а половина – от клиентов, которых НПФ переманивали друг у друга. Но сведения о том, сколько из 10 млн заявлений одобрено и какие суммы получат НПФ за своих новых клиентов, ПФР объявит позднее. К примеру, в кампанию 2013–2014 гг. в ПФР было подано 16,6 млн заявлений, а одобрено – только 74%.

Деньги за новых клиентов НПФ должны получить до конца марта (см. врез).