От кого больше вреда – от фармакологической Valeant или пищевой Coca-Cola?

Вопрос широко обсуждается после собрания акционеров компании Баффетта
Баффетт на собрании назвал бизнес-модель Valeant «чрезвычайно ущербной»/ John Peterson/ AP

На годовое собрание акционеров Berkshire, которое прошло в субботу в Омахе, приехало 40 000 человек. Это меньше, чем обычно, – Berkshire впервые транслировала собрание в интернете. Уоррен Баффетт (85 лет) и его бессменный соратник Чарльз Мангер (92 года) ответили на несколько десятков вопросов. Акционеров и журналистов интересовали результаты деятельности подразделений Berkshire – железнодорожной BNSF, страховой Geico и коммунальной Berkshire Hathaway Energy, а также мнение гуру об инвестбанкинге, влияние отрицательных ставок на Berkshire и что будет с Berkshire, если на президентских выборах победит Дональд Трамп.

Наибольший резонанс вызвал вопрос о фармакологической компании Valeant. Ее критикуют за бизнес-модель: Valeant покупает права на лекарства, чтобы повысить на них цены в разы. SEC начала расследование в отношении Valeant, компания пересматривает отчетность за два года, на днях она сменила гендиректора, а с августа ее акции подешевели на 85%.

Доллар за каждый вздох

Если бы Тодд Коумс и Тед Уелшер, управляющие $9 млрд Berkshire каждый, получали бы такие же комиссионные, как управляющие хедж-фондов, «они бы зарабатывали по $180 млн только за то, что дышат», отмечает Баффетт, комментируя результаты пари, начатого в 2006 г. Паевые фонды, выбранные им, принесли за это время 65,7% прибыли, хедж-фонды, выбранные его оппонентом – Protege Partners, – лишь 21,9%. Комиссионные хедж-фондов «на грани фантастики», говорит он.

С бизнесом Баффетта Valeant напрямую не связана, но ее акции покупал фонд Sequoia, в котором есть деньги людей, бывших инвесторами Баффетта. С начала года инвесторы забрали из Sequoia $800 млн, в отставку подали несколько его ведущих управляющих, включая партнера Баффетта по бриджу Шэрон Осберг. Баффетт на собрании назвал бизнес-модель Valeant «чрезвычайно ущербной». Мангер высказался еще резче: «Valeant была, безусловно, сточной канавой».

Это настолько не понравилось Биллу Акману, чей хедж-фонд Pershing Square входит в число крупнейших акционеров Valeant, что в понедельник он решил ответить Баффетту в эфире телеканала CNBC: «Эта компания производит много очень полезных продуктов, она не сточная канава». Ранее Акман говорил, что Berkshire в свои первые годы была очень похожа на Valeant, пишет Bloomberg. По его словам, именно сейчас надо инвестировать в Valeant – «это самая дешевая крупная компания из тех, что я видел». Акман также советует Баффетту обратить внимание на бизнес Coca-Cola (9% капитала принадлежит Berkshire), которая более вредна, чем продукция Valeant, которая «помогает спасать жизни».

Вопрос о Coca-Cola прозвучал и на собрании акционеров Berkshire. Баффетт известен своим пристрастием к фастфуду. Он любит вишневую колу и карамель с арахисом, которую делает See’s Candies (принадлежит Berkshire). «Это мой выбор – получать 700 калорий в день из колы, я люблю ириски и арахис в карамели, и я очень счастлив, – ответил Баффетт, – я не видел убедительных данных, что у меня больше шансов дожить до 100 лет, если я переключусь на воду и брокколи». В США сейчас 10 000 мужчин, которым более 100 лет, и 45 000 женщин, «в моей ситуации, чтобы улучшить шансы на долгожительство, надо сменить пол», – заметил Баффетт.