Фондовые рынки успокоились после Brexit

Британский FTSE 100 и развивающиеся рынки отыграли все потери
Фондовые рынки полностью или частично отыграли обвал после Brexit/ Russell Boyce/ Reuters

Среда и четверг, два лучших в этом году торговых дня для американских фондовых индексов, позволили им отыграть значительную часть потерь в течение двух худших – в пятницу и понедельник – и снова выйти в плюс за период с начала года. Индекс британских голубых фишек FTSE 100 поднялся выше уровня закрытия в прошлый четверг, когда Великобритания проголосовала за выход из Европейского союза.

Европейские акции отыграли более половины потерь, как и цена нефти. Курс фунта стерлингов, рухнувший с $1,5 в ночь на пятницу до минимума в $1,312 в понедельник, в среду поднимался до $1,3535.

В среду FTSE 100 подскочил на 3,6%, а панъевропейский Stoxx Europe 600 – на 3,1%. Американские Dow Jones и S&P 500 выросли на 1,6% и 1,7% соответственно. В четверг в Азии японский Nikkei и китайский Shanghai Composite закрылись с небольшими изменениями, гонконгский Hang Seng и австралийский S&P ASX 200 выросли на 1,8% (последнему помогли подорожавшие акции энергетических и горнодобывающих компаний). В Европе в четверг рост продолжился – Stoxx Europe 600 прибавил еще 1,1%, а FTSE 100 – 2,3%, причем рост ускорился в конце дня, когда председатель Банка Англии заявил, что летом скорее всего потребуется смягчить денежную политику. Американские индексы по итогам четверга выросли более чем на 1,3%.

"После обвала, последовавшего после решения о Brexit, рынки начинают восстанавливать равновесие и более рационально оценивать последствия решения Великобритании. Если во вторник подъем котировок объяснялся прежде всего закрытием коротких позиций, то в среду стимул росту придало возвращение покупателей", - сказал The Wall Street Journal Майкл Антонелли, фондовый трейдер Robert W. Baird.

По мнению инвесторов, риски от Brexit гораздо ниже, чем от банкротства Lehman Brothers в сентябре 2008 г., которое спровоцировало массовый обвал на рынках и начало острой фазы финансового и экономического кризиса, и чем во время долгового кризиса в еврозоне нескольким годами позже, отмечает Эндрю Шитс, главный стратег Morgan Stanley. «Люди начинают считать, что нынешнее событие оказывает больше влияния на конкретные страны, а не на рынки в целом. Пока что не кажется, что оно представляет большой риск для роста мировой экономики», – говорит он.

Последствия Brexit будут ограниченными, особенно если США и Китай продолжат демонстрировать рост, полагают некоторые инвесторы. Потребительские расходы в США выросли в мае на 0,4% по сравнению с апрелем (когда они показали самый быстрый почти за семь лет рост в 1,1%), сообщило в среду министерство торговли. «Конечно, идущая из Европы волатильность заставляет нас волноваться, но пока реальные экономические последствия [от выхода Великобритании из ЕС] трудно оценить», – сказал WSJ Майк Били, старший управляющий портфелем U.S. Bank Wealth Management.

Новый кризис?

Решение Великобритании выйти из ЕС «открыло ворота» для кризиса на финансовых рынках, сравнимого с мировым финансовым кризисом 2007-2008 гг., заявил инвестор-миллиардер Джордж Сорос, выступая в четверг в Европарламенте. «Он [кризис] развивался медленно, но Brexit его ускорит. Он может усилить уже превалировавшие дефляционные тренды», – сказал Сорос. Банковская система континентальной Европы еще не восстановилась после прошлого финансового кризиса и теперь «подвергнется жесткому испытанию», добавил он. Еврозона отставала от других регионов в вопросе восстановления экономики после последнего финансового кризиса из-за жесткой бюджетной политики, «теперь ей придется бороться с наступающим замедлением» экономического роста, сказал Сорос.

Участники рынка также полагают, что поддержку снова окажут центробанки: многие ожидают, что Банк Англии снизит ставку и, возможно, возобновит скупку активов. Цены свопов свидетельствуют, что его ставка не вернется на нынешний уровень 0,5% в ближайшие пять лет. В США, по данным CME Group, цены процентных фьючерсов говорят о 14%-ной вероятности повышения ставки ФРС до конца года, тогда как в прошлый четверг этот шанс оценивался в 56%. «Появилось некоторое чувство успокоенности от того, что центробанки будут обеспечивать поддержку переговорам [между Великобританией и ЕС], в частности, предоставляя рынку ликвидность», – говорит Боб Микеле, начальник глобального отдела инструментов с фиксированным доходом JPMorgan Asset Management. Его, однако, такая самоуспокоенность тревожит, так как он ожидает рецессии в мировой экономике (обычно таковой считается рост на 2,5-3%). Аналитики Morgan Stanley в стрессовом сценарии предполагают вероятность падения темпов роста мировой экономики до 2,7%.

Некоторое напряжение на рынках, впрочем, сохраняется, судя по доходностям гособлигаций и цене золота, которая остается около $1320 (до результатов референдума – $1250). Доходность 10-летних британских гособлигаций утром в четверг оставалась ниже 1%, немецких составляла -0,12%, у американских поднялась с 1,4% лишь до 1,48%. А после заявления Марка Карни, поддержавшего акции, облигации и фунт развернулись к падению. У британских, немецких и швейцарских доходность достигла рекордных минимумов, фунт снова стал снижаться – до $1,324.

Оптимизм последних дней скрывает ряд проблем, указывает рыночный обозреватель WSJ Джеймс Макинтош. Индекс FTSE 100 слабо представляет собственно британскую экономику, так как в него входят акции прежде всего международных компаний. На Великобританию, по подсчетам Goldman Sachs, у компаний из этого индекса приходится лишь 22% продаж. Поэтому их зарубежная выручка и прибыль при расчете в сильно подешевевших фунтах стерлингов теперь выше, что и стимулировало рост номинированных в фунтах акций.

Более широкий индекс FTSE 250, состоящий прежде всего из компаний, работающих на внутреннем рынке, демонстрирует совсем другую картину. Даже с учетом роста последних дней (только в среду FTSE 250 подскочил на 3,2%) он показывает падение почти на 8% по сравнению с закрытием в четверг. «Добавьте к этому падение фунта на 10%, и получится, что рынок говорит Британии, что ее будущее далеко не блестяще», – пишет Макинтош.

Зато хорошо себя чувствуют развивающиеся рынки. Фондовый индекс MSCI Emerging Markets отыграл потери после Brexit, вырос в четверг более чем на 1%. Длящееся третий день ралли подняло его на 4,6%. С начала июня он вырос на 3%. «Пока Великобритания находится в подвешенном состоянии, а ФРС США откладывает повышение ставок, развивающиеся рынки продолжат расти. Для рынков, не связанных непосредственно с Великобританией, вероятность просадки невелика», – считает Кристофер Шиллз, старший аналитик по развивающимся рынкам лондонской Informa Global Markets (цитата по Bloomberg). Он рекомендует покупать активы в Бразилии и Мексике.

Нефть Brent, цена которой поднималась утром в четверг выше $50 за баррель, торгуется ниже этой отметки, но, по данным Bloomberg, II квартал станет лучшим для нее с 2009 г. Сырьевой Bloomberg Commodity Index по итогам квартала может показать лучший результат с 2010 г. (растет на 13%).