Каско подорожало слишком сильно, чтобы тарифы вновь росли в 2016 году – KPMG

Cтраховщикам удалось повысить спрос за счет распространения франшизы
В 2016 г. каско может стать для страховщиков более выгодным, чем ОСАГО/ А. Гордеев / Ведомости

Об этом заявляют и другие страховщики. Прирост продаж полисов с франшизой почти двукратный и есть еще большой потенциал, говорит представитель «Росгосстраха». В «Ренессанс страховании» 50% полисов каско продаются с франшизой, говорит Гадлиба.

В 2016 г. средняя убыточность по каско может достигнуть уровня 2012 г. – 79%, прогнозирует KPMG. Распространение франшизы (мелкие убытки клиент оплачивает сам, что позволяет снизить цену полиса) и повышение тарифов в 2015 г. сделают каско рентабельнее, чем ОСАГО, следует из обзора KPMG, основанного на опросе крупных компаний.

По итогам 2015 г. рынок каско впервые оказался меньше по размерам, чем ОСАГО, из-за падения доходов населения и продаж автомобилей, к тому же страховщики резко подняли тарифы (на 17% – подсчеты KPMG). Спрос сократился из-за повышения лимитов ответственности по ОСАГО, что снизило риски потерь для автомобилистов, замечает старший менеджер KPMG Денис Самсонов.

Убытки по каско в 2015 г. на фоне роста стоимости запчастей и падения продаж страховщики покрывали прибылью по ОСАГО.

В 2016 г. ситуация изменилась. Каско – пока прибыльное – стало резервом для компаний с большим портфелем ОСАГО, по которому ожидаются убытки, считает управляющий партнер НАФИ Павел Самиев. Тарифы в 2015 г. были скорректированы с запасом под дальнейшее падение курса рубля и рост цен на запчасти и ремонт, но этого не произошло, объясняет он.

Большинство ведущих страховщиков тогда повысили тарифы, поэтому убыточность в 2016 г. может быть лучше, согласна вице-президент по розничному страхованию «Ренессанс страхования» Юлия Гадлиба. Тарифы в среднем прибавили 25%, говорит директор по развитию бизнеса в автостраховании «Зетта страхования» Егор Лысой, но запчасти подорожали не так сильно – не более 15%.

Рост доли франшизы, улучшение качества урегулирования убытков, борьба с мошенничеством и корректировка тарифов снизят убыточность примерно до 80% в этом году, согласен исполняющий обязанности руководителя департамента ценообразования и андеррайтинга в автостраховании СГ «Уралсиб» Антон Горбатов. За год (с I квартала 2015 г. по I квартал 2016 г.) доля каско с франшизой в «Уралсибе» увеличилась с 16 до 46%, указывает он.

Размер франшизы, по словам страховщиков, может варьироваться от 10 000 до 100 000 руб., но клиенты чаще выбирают франшизу в 20 000–25 000 руб.

По наблюдениям 2014–2016 гг., клиенты также чаще выбирают покрытие по крупным ущербам (полная гибель, хищение) с дополнениями по покрытию одного или нескольких мелких убытков, говорит представитель «Росгосстраха».

Распространение франшизы также, безусловно, помогает снизить уровень выплат и убыточность, говорит Самиев: по статистике много небольших убытков, на их урегулирование требуются значительные издержки. Распространение франшизы страховщики связывают с нежеланием клиентов полностью отказываться от полиса, который стал дорогим, чтобы иметь подушку безопасности на случай серьезных повреждений, но сэкономить на его стоимости.

Раньше франшиза не пользовалась популярностью, с ней не работали банки, так как это снижало размер получаемой ими комиссии. Сейчас они допускают наличие франшиз для автомобилей, переданных в залог. Размер франшизы в кредитных сделках достигает 50 000 руб. в сегменте дорогих иномарок, говорит представитель «Росгосстраха».

Опрошенные страховщики уверяют, что нового повышения цен на каско не будет. Возможны лишь точечные корректировки, говорит представитель «Согаза». Тарифы сейчас не растут, а во многих сегментах снижаются, подтверждает гендиректор «Либерти страхования» Сергей Ковальчук.

По итогам I квартала 2016 г. продажи новых автомобилей упали на 16,9%, каско – на 6,5%, указывает Гадлиба. Рынок каско в целом сужается, но есть огромный пласт автомобилей от года и старше, владельцы которых интересуются каско, говорит представитель «Росгосстраха». Даже в нынешних условиях есть клиенты, которые понимают, что в случае беды не смогут приобрести аналогичный автомобиль, констатирует он.

Рынок каско в 2016 г. сократится на 3% и составит 181 млрд руб., а рынок ОСАГО вырастет на 7% до 234 млрд руб., показал опрос KPMG. Рынок каско настолько тесно связан с макроэкономической ситуацией (зависит от продаж автомобилей), что его сколько-нибудь заметного роста нам следует ожидать не раньше чем через год-два, заключает менеджер KPMG Максим Присталов.