Жители СЗФО ежемесячно оплачивают банковскими картами в интернете товары и услуги на 2,5–3,3 млрд руб.

В основном это оплата ЖКХ, покупка одежды, электроники и билетов
Чаще всего в интернете покупают одежду, электронику и оплачивают услуги ЖКХ/ Максим Стулов/ Ведомости

Среднемесячный объем платежей интернет-эквайринга в СЗФО составляет 2,5–3,3 млрд руб. Об этом сообщается в презентации портала www.spbit.ru, который совместно с Российской ассоциацией электронных коммуникаций (РАЭК) провел исследование рынка интернет-эквайринга. Методика исследования включала анкетирование (банки, агрегаторы, электронные платежные системы), опрос экспертов и получение независимых оценок.

На группу ВТБ (ВТБ, «ВТБ 24», Банк Москвы, Транскредитбанк) приходится 29% платежей, на ПСКБ – 17%, на Альфа-банк – 16%, на Сбербанк – 12%. Представитель Сбербанка подтвердил достоверность данных. В общем объеме платежей по банковским картам через интернет доля «ВТБ 24» в 2015 г. составила 26%, в этом году банк ожидает роста как минимум до 28%, говорит замначальника управления эквайринга департамента розничного бизнеса «ВТБ 24» Сергей Кирпиченко. Данные по регионам «ВТБ 24» не раскрывает.

Большая часть платежей через интернет приходится на услуги ЖКХ, покупку одежды, электроники, авиа- и железнодорожных билетов, еду, косметику, книги, игры, музыку и фильмы, следует из презентации. Отрасль ЖКХ – безусловный лидер, но в ней нет большой маржинальности, говорит зампред правления «РФИ банка» Заур Бесолов. Комиссия банка составляет от 1,4% до 4% транзакции в зависимости от категории товаров и услуг, но в среднем – от 2,2 до 2,7%, рассказывает топ-менеджер одного из банков.

Рынок интернет-платежей увеличивается на 42% в год, в этом году темпы роста как минимум сохранятся, уверена территориальный менеджер управления торгового эквайринга Северо-Западного Сбербанка Елена Портняжкина. По ее словам, увеличение происходит за счет расширения аудитории – несколько лет назад основная доля платежей приходилась на людей 18–25 лет, а затем платить через интернет все больше начали люди 30–40 лет. Рынок растет за счет появления новых сервисов и проникновения интернета, но, по статистике, пользователь начинает платить картой через 2–3 года после подключения к интернету, рассказывает Кирпиченко. Количество партнеров по интернет-эквайрингу растет, добавляет он. Банк «Александровский» только приступает к предоставлению услуги интернет-эквайринга и делает ставку на индивидуальный подход к клиентам, говорит директор управления розничного бизнеса банка «Александровский» Галина Ваганова.

По данным ЦБ, в первой половине 2016 г. на оплату товаров и услуг пришлось 79% операций, совершенных по банковским картам, эмитированным в Петербурге, и всего 33% от объема карточных транзакций. Годом раньше на платежи приходилось 75% от количества операций и 30% от их объема, остальное – снятие наличных. Объем транзакций за год вырос на 27,6% до 1,3 трлн руб., количество операций – на 40% до 463 млн, количество эмитированных карт – на 9,7% до 12,2 млн штук, следует из данных ЦБ.

Сетевая треть

Около 33% пользователей СЗФО совершают покупки в интернете, следует из данных РОЦИТ. По данным TNS, в России 85 млн интернет-пользователей (больше 12 лет). В СЗФО их около 8,2 млн.

У интернет-магазина «Юлмарт» заключены контракты с банками на интернет-эквайринг, но с агрегаторами платежей работать проще и удобнее, утверждает руководитель программы проектов «Цифровые товары и платежные сервисы» ритейлера Михаил Дайхин. На долю «Юлмарта» приходится около 7,5% всех карточных платежей по СЗФО, оценил он, основываясь на данных исследования.

На интернет-продажи приходится менее 10% в общей годовой выручке книжной сети «Буквоед», которая составляет около 5 млрд руб., говорит гендиректор сети Денис Котов. По его словам, ритейлер запустил интернет-магазин в 2010 г., его продажи выросли за 2014 г. на 100%, в 2015 г. – на 50%. у «Мэлон фэшн груп» на интернет-продажи приходится очень маленький процент, ритейлер концентрируется на традиционных форматах продаж, но продолжает развивать и модернизировать сайты своих брендов, говорит руководитель управления IT ритейлера Алексей Морозов.

В интернет-магазине по доставке продуктов «Многомарт» платежи в 30% случаев совершаются наличными, остальное – банковскими картами, сказал его гендиректор Антон Иванов. По его словам, сегмент сжимается, наценка в нем составляет 10–15% в зависимости от категории продуктов.

В числе препятствий для развития интернет-платежей – недоверие потребителей к услугам и невозможность «потрогать товар руками», следует из исследования. Сфера рисков в интернет-эквайринге недооценена, банк РФИ обнаружил за несколько лет порядка 11 фальшивых интернет-магазинов, говорит Бесолов. 42% пользователей обращаются с жалобами на фишинг (сетевое мошенничество, выманивание данных), 31% – на кардинг (незаконные операции с банковской картой и ее реквизитами), 24% – на GSM-фрод (мошенничество, связанное с мобильными телефонами), следует из данных регионального общественного центра интернет-технологий (РОЦИТ).

Порядка 70% мошеннических операций с банковскими платежами приходится на Петербург и Ленобласть. В Альфа-банке встречаются с мошенничеством примерно в 0,008% случаев, говорит руководитель регионального развития электронной коммерции филиала «Санкт-Петербургский» Альфа-банка Артем Бережной. В ПСКБ эта доля меньше 0,1%, банк сталкивается, в частности, с отказом от оплаты в онлайн-играх, говорит зампред правления Николай Алексеев.