Статья опубликована в № 4167 от 23.09.2016 под заголовком: Будущего пенсионера видно издалека

Пенсионные фонды смогут идентифицировать клиентов удаленно

Это позволит им привлекать клиентов онлайн и сэкономить на соблюдении антиотмывочного закона
  • Мари Месропян,
  • Анна Еремина,
  • Дарья Борисяк
  • / Ведомости

Негосударственные пенсионные фонды (НПФ) получат доступ к инфраструктуре электронного правительства, что позволит им удаленно идентифицировать клиентов. Это следует из письма Минкомсвязи в ответ на обращения двух отраслевых ассоциаций. Речь идет о двух системах: Единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА) и Системе межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ). Первая предоставляет доступ к порталу госуслуг, вторую используют сами ведомства для обмена информацией.

«Мы полагаем возможным в целях осуществления упрощенной идентификации обеспечить присоединение НПФ к инфраструктуре взаимодействия», – подтвердил директор департамента развития электронного правительства Минкомсвязи Владимир Авербах. Для этого нужно получить одобрение на заседании подведомственной комиссии по электронным госуслугам.

Доступ к системам нужен фондам для нескольких целей. Главная – удаленная идентификация клиентов. Сейчас фонды при проверке данных клиентов получают сведения из Федеральной миграционной службы (ФМС), но они носят справочный характер, а юридическую силу дает только взаимодействие с ФМС через СМЭВ, пишет Национальная ассоциация пенсионных фондов (НАПФ). Поэтому для обновления сведений фондам приходится отправлять запросы каждому клиенту, что требует значительных издержек. Подключение к системе электронного правительства дает НПФ огромные возможности для снижения издержек при соблюдении антиотмывочного закона, который требует от НПФ обновлять информацию о клиентах и выгодоприобретателях не реже чем раз в три года, а в случае возникновения сомнений в достоверности ранее полученной информации – в течение семи рабочих дней, говорит представитель НАПФ. Невыполнение закона грозит штрафами, а при неоднократных нарушениях – отзывом лицензии.

Доступ к инфраструктуре электронного правительства сильно упрощает идентификацию: можно в любое время проверять паспортные данные, СНИЛС при заключении договора и ведении счета, расходы также сократятся, говорит гендиректор консалтинговой компании «Пенсионный партнер» Сергей Околеснов. По его мнению, это также снизит процент отказов Пенсионным фондом России в конце года при заключении договоров обязательного пенсионного страхования (ОПС) – сейчас он в среднем 30%, а у отдельных фондов доходит до 63%, что снижает эффективность привлечения для НПФ и не позволяет гражданам реализовать свои права. Например, при включении НПФ в систему гарантирования у каждого фонда были найдены ошибки в идентификации клиентов, вспоминает он.

Плюсы для граждан очевидны, считает исполнительный директор НПФ «Сафмар» Евгений Якушев: «Они смогут подавать запросы и заявления в электронном виде, а при наличии квалифицированной электронной подписи заключать договоры онлайн». Также они будут видеть данные об инвестиционном доходе, иметь доступ ко всей информации, продолжает он: «Это убережет их от потери дохода при частых переходах из одного НПФ в другой».

Пенсионные накопления заморожены до 2019 г., и участники рынка надеются, что удаленная идентификация позволит развивать негосударственное пенсионное обеспечение (НПО, формируется гражданином или его работодателем), следует из письма НАПФ.

«Как саморегулируемая организация НАПФ планирует подготовить отдельный внутренний стандарт по работе НПФ с этой системой, чтобы фонды могли квалифицированно использовать ее функционал в части упрощения идентификации клиентов, минимизируя все возможные ошибки», – указал президент НАПФ Константин Угрюмов.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать