Дыра в капитале итальянского банка Monte Paschi выросла с 5 млрд до 8,8 млрд евро

У банка ухудшилась ситуация с ликвидностью, но он не банкрот, утверждает ЕЦБ
Застарелые проблемы старейшего банка/ Giampiero Sposito/ REUTERS

ЕЦБ прислал два письма итальянскому минфину, из которых следует, что Monte Paschi (3-е место по активам в Италии) нужно докапитализировать не на 5 млрд, а на 8,8 млрд евро. Ранее ЕЦБ требовал, чтобы до 31 декабря Monte Paschi привлек в капитал 5 млрд евро и провел секьюритизацию плохих кредитов на 28 млрд евро, но этот план провалился, поскольку банк не смог найти якорного инвестора, который купил бы крупный пакет его акций.

Расчеты ЕЦБ основаны на результатах стресс-тестов Monte Paschi в 2016 г. и ситуации с ликвидностью, которая у банка ухудшается. По данным ЕЦБ, ликвидность, которой Monte Paschi хватило бы на месяц, сократилась с 12,1 млрд евро на 30 ноября до 7,7 млрд евро на 21 декабря. Но Monte Paschi остается платежеспособным банком, говорится в письме ЕЦБ.

Monte Paschi – старейший в мире банк, работающий с 1472 г., и самый проблемный банк еврозоны. С начала года он потерял почти 90% капитализации и сейчас стоит 442 млн евро. Monte Paschi показал худший результат в стресс-тестах 2016 г.: при неблагоприятном сценарии, по которому ЕЦБ проверял банки, он остался бы с отрицательным капиталом. С 2008 г. банк получил от государства и инвесторов 9 млрд евро, но это не помогло ему улучшить финансовое состояние. Одна из проблем Monte Paschi, как и у многих других итальянских банков, – плохие кредиты, оставшиеся в наследство от финансового кризиса 2008 г.

Итальянская партия

«Мы полностью защитим розничных инвесторов», – заявил министр финансов Пьер Карло Падоан. Италия обещает держателям субординированных бондов заменить их на более старшие бонды на такую же сумму. «Мы обеспечим Monte Paschi нужным капиталом, чтобы он снова мог работать на итальянскую экономику при полной прозрачности для вкладчиков и сотрудников». FT, 23 декабря 2016 г.

Итальянское правительство хотело бы влить государственные средства в Monte Paschi, но не может. ЕЦБ разрешает это только как крайнюю меру и только при условии, что часть убытков будет переложена на акционеров и держателей облигаций банков. Это правило было введено после кризиса 2008 г., когда Ирландия выделила десятки миллиардов евро на спасение местных банков, а в 2010 г. сама просила МВФ и ЕС о помощи.

Но итальянские банки в последние годы активно продавали облигации, в том числе субординированные, гражданам. Облигации рекламировались как более доходная альтернатива вкладам, которые из-за низких ставок ЕЦБ практически не приносят дохода. Выгода была обоюдной – банки получали столь необходимые им средства, а граждане – необидный процент дохода, до тех пор пока нескольким региональным банкам в декабре 2015 г. не понадобилась госпомощь. Италия банки спасла, но граждане лишились сбережений, был даже случай суицида из-за этого.

Monte Paschi не региональный банк, по активам он уступает только Intesa Sanpaolo и UniCredit. 40 000 розничных инвесторов вложились в субординированные бонды Monte Paschi, и правительство думает, как защитить этих людей. Переговоры с властями ЕС продолжались много месяцев, но Италии так и не удалось их убедить в том, что речь идет об исключительном случае, когда банкам может быть предоставлена госпомощь. На днях президент немецкого Бундесбанка Йенс Вайдманн говорил в интервью газете Bild, что вопрос о госпомощи Monte Paschi «должен быть очень тщательно изучен». «Бюджетные средства можно вливать только в самом крайнем случае, поэтому планка стоит высоко», – подчеркнул он. А по словам представителя немецкого минфина Надин Кальвей, инвесторы итальянских банков могут надеяться на компенсацию только в том случае, если они докажут, что при продаже облигаций банк вводил их в заблуждение.

Летом Италия создала фонд помощи Atlante, который должен был помогать слабым банкам на средства сильных. Но в его распоряжении было всего 5 млрд евро, что недостаточно для решения проблем, которые есть и у сильных банков. 14 декабря UniCredit сообщил, что привлечет в капитал 13 млрд евро (при капитализации в 16 млрд евро), продаст плохие кредиты на 17,7 млрд евро и сократит 10% штата.

На прошлой неделе итальянский парламент одобрил увеличение госдолга на 20 млрд евро – эти деньги пойдут на спасение Monte Paschi и других банков. По данным газеты Il Sole 24 Ore, правительство выделит Monte Paschi 6,3 млрд евро, тогда как ЕЦБ настаивает на 4,5 млрд евро от правительства и 4,3 млрд евро за счет держателей бондов.

«Цифра, о которой говорит ЕЦБ, показывает, что проблемы Monte Paschi серьезны, – цитирует Bloomberg портфельного управляющего Robeco Group Йеруна Блокланда, – но хорошая новость в том, что ЕЦБ считает его платежеспособным».

FT ссылается на итальянского чиновника, рассказавшего, что уже после того, как Италия выделила 20 млрд евро на спасение банков, ЕЦБ изменил методику расчета недостающего банку капитала, поэтому дыра Monte Paschi оказалась больше первоначальной. Правительство хочет провести так называемую «предварительную рекапитализацию», рассчитанную на банки, которые еще не банкроты, но которые не выполнят норматива регуляторов по капиталу в случае сильной рецессии. Этот сценарий гораздо мягче банкротства, при котором могут пострадать даже вклады свыше 100 000 евро.

Не ясно, удастся ли Италии использовать этот сценарий. Свен Гигольд, представитель Германии в европарламенте, утверждает, что предлагаемый Италией план спасения Monte Paschi нарушает правила ЕС, и призывает его отвергнуть. Но, по словам Николаса Верона из брюссельского аналитического центра Bruegel, рекапитализация – «самое дискуссионное положение закона, поэтому оно и прописано столь витиевато».