Национальный перестраховщик за неполные три месяца собрал почти 600 млн рублей премий

Обязательная «десятина» поможет ему стать безоговорочным лидером рынка
Николай Галушин знает, как получить большую премию/ Максим Стулов/ Ведомости

Российская национальная перестраховочная компания (РНПК) к 13 января 2017 г. получила почти 570 млн руб. премий, менее половины из них пришлось на санкционные риски, сообщил президент компании Николай Галушин.

Первоначально предполагалось, что РНПК будет перестраховывать только часть рисков, которые из-за санкций коммерческие страховщики не могут передать за рубеж. Создание такой компании поддержали сами страховщики. Но неожиданно для рынка ЦБ (владеет 100% акций РНПК) предложил не ограничиваться санкционными рисками, от чего участники рынка пытались безуспешно отбиться.

С января 2017 г. в соответствии с законом страховые компании обязаны передавать РНПК 10% рисков по договорам перестрахования в отношении объектов, которые находятся под действием международных санкций, и она обязана их принять. По другим рискам страховщики обязаны предложить ей перестраховать 10%, однако РНПК может выбрать, принимать ли на себя такие риски и какую их долю принимать.

За год компания рассчитывает собрать около 7,6 млрд руб., напоминает Галушин, на иностранных страховщиков, в том числе из ближнего зарубежья, придется не более 5–10% этой суммы.

Активнее всего перестраховываются имущественные риски, говорит президент РНПК: по его расчетам, в 2017 г. на этот вид перестрахования придется более 65% портфеля. За год РНПК рассчитывает занять чуть менее 10% перестраховочного рынка, а потом наращивать долю, в том числе развивая сотрудничество с зарубежными страховщиками.

Для компании, которая только начинает работать, это солидный объем, говорит управляющий директор по страховым рейтингам RAEX Алексей Янин, в дальнейшем сборы компании будут нарастать, особенно с учетом 10% цессии, поэтому очевидно, что РНПК достаточно быстро станет лидером рынка по сборам. Сравнивать объем премий, собранных национальным перестраховщиком, с результатами рыночных игроков не стоит, замечает управляющий директор Национального рейтингового агентства Павел Самиев: риски передаются в перестрахование неравномерно и начало года – как раз один из пиковых периодов, когда перезаключаются договоры. Кроме того, РНПК могла заключить договор на крупную сумму и это сказалось на результате, обращает внимание Янин.

I и IV кварталы – пиковые для перестраховщиков, замечает Галушин: «Большинство крупных договоров возобновляется именно 1 января». Компании могут перестраховывать риски и добровольно – такие договоры распределяются по году равномерно, но в начале года активность все равно выше, говорит Галушин. Сама РНПК, по его словам, намерена перестраховывать свой портфель на случай катастроф – например, землетрясений или наводнений, которые могут привести к убыткам сразу по многим договорам перестрахования.

«У нас основные размещения рисков в перестрахование шли в декабре 2016 г., чтобы клиенты имели действующие полисы с полуночи 1 января 2017 г.», – рассказывает директор департамента перестрахования «Альфастрахования» Елена Климова. Риски в основном перестраховываются равномерно в течение года, но начало января обычно более спокойный период, указывает она.

РНПК принимает в перестрахование далеко не все риски и в ряде случаев отказывает страховщикам. Например, компании пытаются передать в перестрахование автомобили или жилые дома, не обсуждая перестрахование всего портфеля рисков по каско или имуществу граждан, замечает зампред правления РНПК Наталья Карпова: «Мы не можем оценить качество такого одиночного, вырванного из портфеля риска, перестрахование которого экономически необоснованно даже для страховой компании с небольшим капиталом». От некоторых рисков РНПК действительно отказывается, говорит Климова, – из-за недостаточно высокого тарифа или невысокого качества риска.