За январь оформлено больше электронных ОСАГО, чем за половину 2016 года

ЦБ планирует свернуть работу единого агента, и страховщики станут продавать полисы напрямую
В ЦБ и РСА поступают жалобы на е-ОСАГО, признают представители регулятора и союза/ М. Стулов/ Ведомости

Страховщики в январе 2017 г. заключили почти 190 000 электронных договоров ОСАГО – это 60% всех полисов, проданных в 2016 г. (330 000 шт.). В среднем компании продают 9000–10 000 электронных полисов в день, замечает президент Российского союза автостраховщиков (РСА) Игорь Юргенс. В месяц в среднем заключается около 3,3 млн договоров ОСАГО, т. е. электронные продажи в январе составили почти 6% всех продаж, продолжает он.

Самые активные продажи – в Краснодарском крае, где заключен 20 701 договор, Волгоградской (9731) и Ростовской (9490) областях, Ставропольском крае (8427) и Свердловской области (7459), за ними следует Москва (7078). «Наибольшей популярностью е-ОСАГО пользуется, скорее, в проблемных регионах. Даже Москва не на первом месте», – подчеркивает Юргенс. РСА не смог уточнить, сколько обычных полисов продано в этих регионах.

Неуловимые полисы

Из 30 крупнейших страховых компаний купить электронный полис получилось только в 15, пишет портал «Сравни.ру». В частности, не получилось оплатить ОСАГО на сайтах «Уралсиб страхования» (лицензия приостановлена, работает по агентскому договору с ВСК), «Альфастрахования», «Согласия» и др. Во время подсчетов 23 января 2017 г. в РСА произошел трехчасовой сбой – в это время ни один из сайтов страховщиков не мог сделать расчет. Проблемы при покупке полиса возникают при расчете коэффициента «бонус-малус», а также в связи с тем, что автовладелец не был найден в базе РСА.

Между тем в ЦБ и РСА поступают жалобы на е-ОСАГО, признают представители регулятора и союза. Около 80% клиентов, обратившихся в начале января в контакт-центр РСА, жаловались на невозможность получить электронный полис, поскольку их перенаправляли с сайта на сайт, а при проверке данных возникали ошибки. Чаще всего (40% звонков) недоумение клиентов вызывает требование указать дату выдачи первого водительского удостоверения: многие из них этой информацией просто не располагают. У 30% обратившихся возникли ошибки при проверке региона или автомобиля.

Жалуются и в ЦБ, рассказывает его представитель, но в основном – на проблемы коммуникации со страховщиком, сложность заполнения электронной заявки, а также на несоответствие данных автовладельца базе АИС РСА. Другой блок проблем – технические сбои на сайте страховщиков. «Идея единого агента плохо работала в большинстве регионов и большого облегчения потребителям не принесла, – говорит координатор общества «Синие ведерки» Петр Шкуматов. – Практически все полисы могут продаваться впоследствии с e-ОСАГО, но возникает проблема переходного периода – сервис РСА, который обеспечивает скидку после применения коэффициента «бонус-малус», подгружается не с первой попытки». Потребители жалуются ЦБ, что не могут купить полис на сайте выбранной страховой компании, подтверждает пресс-служба ЦБ.

Единый агент – временная мера, продолжает он, развитие электронных продаж и введение приоритета натурального возмещения повысят доступность ОСАГО, что позволит «свернуть» агента в проблемных регионах и перейти в них на прямой выбор страховщика потребителем. Говорить о сворачивании агента преждевременно, считает заместитель гендиректора «РЕСО-гарантии» Игорь Иванов: «Дефицит полисов в регионах исчезнет, когда введут приоритет натурального возмещения. Пока не очевидно, что это произойдет к марту».