Правительство предлагает НПФ сыграть в рулетку

Миллиардные расходы на привлечение клиентов могут оказаться напрасными, а отказ от них чреват потерей рынка
Фонды, которые сейчас инвестируют в привлечение клиентов, делают это на свой страх и риск/ А. Аникина/ Ведомости

Деньги на кону немалые: траты крупных фондов на переходную кампанию исчисляются миллиардами рублей. НПФ «Будущее» и присоединенный к нему в 2016 г. «Стальфонд» в 2015 г. потратили на привлечение клиентов 4,4 млрд руб., следует из их отчетов. Околеснов оценивает совокупный бюджет всех НПФ на привлечение клиентов минимум в 10 млрд руб. в год.

Разработанный Минфином и ЦБ проект индивидуального пенсионного капитала (ИПК) предусматривает перевод всех уже сформированных в рамках обязательного пенсионного страхования (ОПС) накоплений граждан в статус ИПК, рассказал представитель Минфина. Накопления будут переводиться в ИПК по итогам годовой переходной кампании – 2016 г., если ИПК заработает в 2018 г., или 2017 г., если проект будет реализован в 2019 г., уточнил он. «Перевод пенсионных накоплений в статус ИПК будет происходить по результатам годовой кампании 2016 или 2017 г.», – подтвердил замминистра финансов Алексей Моисеев, промежуточные результаты кампании не будут иметь значения.

Таким образом, фонды, которые сейчас инвестируют в привлечение клиентов, делают это на свой страх и риск, возможно бросая деньги на ветер. Если ИПК заработает со следующего года, то привлеченные в этом году клиенты останутся в своих прежних фондах или УК. «Получается, что вся работа, которую сделали фонды, может оказаться напрасной», – говорит гендиректор компании «Пенсионный партнер» Сергей Околеснов.

Три буквы пенсии

В сентябре прошлого года после очередного замораживания отчислений в накопительную часть пенсии Минфин и ЦБ предложили заменить обязательные взносы работодателя добровольными взносами работника с возможным соплатежом работодателя и участием бюджета. Граждане будут автоматически подключены к системе ИПК (против этого возражает социальный блок правительства), по умолчанию взнос установят в размере 0%. В течение переходного периода работник может сам определить его размер, он не ограничен. У тех, кто этого не сделает, взнос начнет повышаться на 1 п. п. в год, пока не достигнет 6%.

Ни один из опрошенных «Ведомостями» крупных фондов (НПФ) не раскрыл бюджет на переходную кампанию. «60–70% привлечения клиентов фондов по ОПС идет через банковские сети, остальное – через агентов», – указывает аналитик АКРА Юрий Ногин.

Пока фонды не намерены снижать активность по привлечению застрахованных лиц. «Лукойл-гарант» в 2017 г. планирует активно привлекать клиентов по ОПС «через партнерский банковский канал», рассказал гендиректор НПФ Денис Рудоманенко. «В этом году мы планируем расти теми же темпами и через те же каналы, что и в 2016 г.: банки, агентские сети, а также собственная сеть», – заявил гендиректор НПФ «Будущее» Николай Сидоров. «НПФ «Сафмар» привлекает клиентов только через банковские каналы. В этом году будем расширять число партнеров», – сообщил его представитель (группа использует агентские сети для привлечения клиентов в НПФ «Доверие», который, возможно, будет объединен с НПФ «Сафмар»). «ВТБ пенсионный фонд» в этом году увеличил бюджет на привлечение клиентов в связи с «повышением соответствующих плановых показателей», сказала его гендиректор Лариса Горчаковская. Крупнейший по накоплениям НПФ Сбербанка традиционно не предоставил комментарии.

Крупные группы в начале года не будут сворачивать привлечение: будут использоваться как банковский канал, так и агентские сети, уверен аналитик RAEX Павел Митрофанов. По его словам, скорее всего НПФ будут лоббировать изменения, чтобы итоги переходных кампаний 2017 или 2018 г. были учтены. «ПФР принимает решение по переходной кампании предыдущего года до 31 марта. Логичнее было бы, чтобы закон вступил в силу с 1 апреля либо с 1 июля», – указывает Околеснов. Этот вопрос будет урегулирован в переходных положениях ИПК, обещает представитель ЦБ, запрос в Минтруд остался без ответа.