Статья опубликована в № 4275 от 07.03.2017 под заголовком: После хранения сжечь

Банкам предстоит хранить данные о заемщиках в течение 75 лет – Росархив

Банковские лоббисты пытаются оспорить его приказ

Банкам придется минимум в 2 раза увеличить расходы на хранение банковских документов, следует из письма, которое председатель правления НП «НПС» Алма Обаева направила первому зампреду ЦБ Сергею Швецову. К этому может привести утверждение проекта приказа, касающегося хранения банковских документов, подготовленного Федеральным архивным агентством (Росархив). В Минюсте «Ведомостям» подтвердили, что документ (опубликован на сайте Росархива) находится на регистрации и проходит экспертизу.

В письме Обаевой говорится, что проект в 2 раза увеличивает сроки хранения для документов, входящих в досье клиента (с 5 до 10 лет. – «Ведомости»). Значительно дольше – 35 лет – банки обязаны хранить реестр вкладчиков, заявление на выплату компенсаций по вкладу, а также кредитные дела заемщиков, по которым вынесено решение суда. Максимальный срок хранения установлен для анкет и заявлений, связанных с обработкой персональных данных, – 75 лет. Протоколы заседаний и решений кредитного комитета банка, данные о кредитном портфеле, договоры по инвестиционным проектам и экспертные заключения к ним, сведения о квалифицированных инвесторах и некоторые другие документы должны храниться бессрочно.

Юристы указывают, что сейчас длительному хранению (75 лет) подлежит лишь трудовой договор на случай производственной травмы. «Непонятно, для каких целей необходимы такие сроки, если речь идет о нормативном регулировании, требования к хранению персональных данных в 25 раз превышают срок исковой давности (три года)», – замечает юрист Herbert Smith Freehills Денис Морозов.

«Не думаю, что для банков это стало неожиданностью: подготовка документа велась около четырех лет, и сейчас на регистрацию поступила уже восьмая или девятая редакция документа», – говорит начальник отдела делопроизводства Росархива Татьяна Мещерина (см. врез). По ее словам, сроки хранения документов были согласованы с Центробанком. Источник, близкий к ЦБ, сообщил, что документ разрабатывался по инициативе Росархива, который собирал предложения по срокам хранения данных от различных департаментов регулятора. В ЦБ на запрос «Ведомостей» не ответили.

Хранители данных

Подготовка документа велась по поручению первого вице-премьера Игоря Шувалова, которое тот дал в октябре 2012 г. Впоследствии поручение было закреплено поправками в закон «О банках и банковской деятельности», они и потребовали составления перечня документов с указанием сроков хранения.

В письме НП «НПС» опасается, что это наложится на издержки, которые банки понесут в соответствии с ранее принятыми требованиями по переносу подписи электронных сообщений из платежной системы ЦБ в автоматизированные системы банков. Партнерство просит отозвать законопроект либо отложить его принятие до тех пор, пока у банков не появится возможность хранить все необходимые документы или большую часть в электронном виде. С аналогичной просьбой выступила и Ассоциация российских банков: ее руководитель Гарегин Тосунян направил письмо председателю ЦБ Эльвире Набиуллиной, в котором указывает на противоречие перечня закону «О персональных данных»: в соответствии с законом данные подлежат уничтожению по достижении целей их обработки, а в соответствии с приказом они должны храниться 75 лет.

«Архивное хранение не такой тяжелый вопрос для банков – это всего лишь наличие площадей и технологий. Конечно, расходы увеличатся, но существенным образом это по банкам не ударит», – говорит первый зампред правления АТБ Вячеслав Андрюшкин. «Это потребует дополнительных затрат и еще больше подтолкнет банки к переходу на использование безбумажных технологий», – полагает руководитель операционного блока Бинбанка Татьяна Зыкова.

«Возможно, ЦБ столкнулся со сложностями при работе с проблемными банками, которые прошли санацию и иные процедуры, а состав документов и сроки их хранения не отвечали ожиданиям ЦБ. Мы просим законодательно решить вопрос электронного хранения документов», – говорит Обаева. Она добавляет, что, по оценкам экспертного сообщества, расходы российской экономики на хранение, обработку и уничтожение бумажных документов оцениваются в 300 млрд руб. в год.

Исправленная версия. Первоначальный опубликованный вариант можно посмотреть в архиве «Ведомостей» (смарт-версия)

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать