Исландия может отказаться от плавающего курса кроны

Ее экономика стремительно восстанавливается, но волатильность национальной валюты мешает
Слабая крона оказалась бонусом для туристического сектора/ Wikimedia

«Нам нужна политика, которая поможет стабилизировать национальную валюту, – сказал FT исландский министр финансов Бенедикт Йоханнессон. – Нет ничего хорошего в том, что за два месяца ее курс прыгает на 10%». По словам Йоханнессона, этого можно добиться, привязав крону к курсу другой валюты, например евро, доллара или британского фунта.

Исландия сильно пострадала от финансового кризиса 2008 г. и только в середине марта отменила ограничения на движение капитала, введенные девять лет назад. В кризис обанкротились три крупнейших исландских банка – Kaupthing, Glitnir и Landsbanki, активы которых в 14 раз превышали ВВП страны. К Исландии подали иски Великобритания и Нидерланды – их граждане потеряли вклады в этих банках. Крона подешевела в 2,5 раза, и жители Исландии протестовали у здания парламента, периодически забрасывая его снежками и яйцами.

Но слабая крона оказалась бонусом для туристического сектора: в 2007 г. Исландию посетило 485 000 иностранцев, а в 2016 г. – 1,8 млн (см. график). Благодаря любителям исландской селедки, гейзеров, термальных бассейнов и древностей доля туризма в экспорте страны достигла трети, пишет FT. «Из младшего брата экономики туризм превратился в крупнейший и наиболее динамично развивающийся сектор экспорта», – говорит гендиректор геотермального бассейна «Голубая лагуна» Гримур Сэмундсон. По данным Islandsbanki, в последние пять лет половина продаж новых легковых машин в Исландии приходится на фирмы, занимающиеся предоставлением автомобилей в аренду.

В IV квартале 2016 г. исландская экономика выросла на 11% в годовом исчислении. В марте Исландия отменила все ограничения на движение капитала, действовавшие с 2008 г.: местные инвесторы и пенсионные фонды снова получили возможность инвестировать за границей.

Через неделю после отмены ограничений Goldman Sachs и хедж-фонды Och-Ziff Capital Management, Taconic Capital и Attestor Capital сообщили о покупке 30%-ной доли в банке Arion, в который были переведены «хорошие активы» рухнувшего в кризис Kaupthing. За последние годы Исландия добилась «удивительных успехов», отмечает сооснователь Taconic Capital Фрэнк Броузенс. «Прекрасно, что у нас есть международные инвесторы, у которых исландская экономика вызывает доверие», – сказал FT гендиректор Arion Bank Хоскульдур Олафсон. Arion Bank планирует провести IPO, достаточность его капитала – 26%.

Стремительный рост исландской экономики уже вызывает опасения. «По многим признакам мы вернулись в 2007 г.», – говорит экономист Торвальдур Гюльфасон. «Надвигается какой-то спад, – отмечает менеджер отеля Kvosin Снорри Вальсон. – Но мы ничего с этим не можем сделать».

Экономике мешает волатильность кроны. «Самой реалистической опцией» была бы привязка ее к евро, сказал Йоханнессон Reuters. Но это предложение не разделяет премьер-министр Бьярни Бенедиктссон. До января 2015 г. к евро был привязан швейцарский франк. Чтобы не допустить его укрепления, нацбанк Швейцарии установил потолок колебаний курса франка к евро на уровне 1,2 франка. После отмены этих ограничений за день франк подорожал почти на 30%.