Банки США и Великобритании закрывают отделения и увольняют сотрудников

Технологии берут на себя рутинную работу, а клиенты предпочитают онлайн-обслуживание
Закрытые отделения сулят банкирам скорую смену профессии / Depositphotos/ PhotoXPress

Для банковских клиентов финансовые технологии – это доступ к счету при помощи селфи, моментальная проверка при выдаче кредита и разнообразные операции при помощи телефона и мобильных приложений: от оплаты проезда в метро до покупки валюты на сотни миллионов долларов. Для банков технологии – это возможность сократить расходы. Ликвидация рабочих мест в банковском секторе будет более масштабной, чем даже после глобального финансового кризиса 2008 г. В 2008–2015 гг. банки сократили 500 000 рабочих мест (данные Bloomberg). По оценке Citigroup, из-за развития технологий только в ближайшие 10 лет глобальный финансовый сектор лишится 1,7 млн сотрудников.

«Занятость в финансовом секторе снизится, и люди, работающие в нем, перейдут на совсем другую работу», – цитирует FT гендиректора ING Ральфа Хеймерса. «Скоро мы сможем мгновенно принимать решения о выдаче кредита – как существующим клиентам, так и новичкам», – отмечает он. За последние месяцы ING сообщил о сокращении 7000 из 54 000 рабочих мест.

Борьба за тугие кошельки

С начала года Bank of America (BofA; второй по активам банк США) открыл три полностью автоматизированных отделения – два в Денвере и одно в Миннеаполисе, пишет FT. В его планах открыть еще 25 отделений, в которых не будет сотрудников. Если клиенту нужна консультация – например, по пенсионному плану или открытию малого бизнеса, – то к его услугам видеоконференция со специалистом.

С 2009 г. BofA закрыл почти 1500 из 6200 отделений, но полностью отказываться от них не намерен, хотя отделения и изменят формат. «Я не верю аналитикам, которые говорят, что розничные отделения отмирают, это глупости», – сказал FT Чарльз Лю, отвечающий за программу BofA по трансформации отделений. «Но мы стараемся изменить их модель, – продолжает он, – мы должны развиваться». По количеству отделений BofA занимает 3-е место в США, уступая лишь Wells Fargo (6214 отделений на июнь 2016 г.) и JPMorgan Chase (5425).

Многие десятилетия рост числа отделений был синонимом развития розничного бизнеса для банков США, но в последние годы все изменилось. По данным Федеральной корпорации по страхованию депозитов США (FDIC), с 2008 г. в США стало на 1000 банковских отделений меньше (см. график). National Community Reinvestment Coalition приводит еще более радикальную статистику. По ее данным, в 2008–2016 гг. банки США закрыли 6000 отделений.

«Мы считаем, что в будущем банковское обслуживание в основном уйдет в интернет, отделений останется немного», – говорит гендиректор глобального розничного банка Citi Стивен Берд, поскольку клиенты «с невероятной скоростью» переходят на мобильные банковские приложения.

JPMorgan Chase с 2013 г. закрыл 400 отделений и меняет формат оставшихся. «Мы стараемся сделать отделения привлекательными, современными и красивыми, чтобы люди, заходя в них, чувствовали себя успешными», – отмечает начальник отдела розничных операций и управления средствами богатых клиентов JPMorgan Chase Эрин Хилл.

У Citi с 2009 г. число отделений сократилось с 1049 до 756 (данные FDIC), по этому показателю он не входит даже в первые 15 банков США. До кризиса 2008 г. Джон Рид и Сэнди Вейлл, руководившие банком, пытались превратить его в финансовый супермаркет, где в одном отделении можно и открыть розничный счет до востребования, и купить дериватив на $1 млрд. Теперь у банка другой курс. «Мы не хотим конкурировать с банками, имеющими много отделений повсеместно», – говорит финансовый директор Citi Джон Гершпах. Вместо этого в США Citi сосредоточится на шести городах – Нью-Йорке, Чикаго, Майами, Вашингтоне, Лос-Анджелесе и Сан-Франциско. «Это города, где живут люди с деньгами, и у нас есть хорошая возможность там зарабатывать», – добавляет Гершпах.

Citi хочет «главным образом обслуживать состоятельных клиентов мегаполисов», следует и из его годового отчета. Зарубежный бизнес Citi сократился до 19 стран по сравнению с 45 странами в 2007 г.

Capital One (7-е место по активам в США) тоже делает ставку на молодых состоятельных горожан. У него уже 18 отделений, которые больше похожи на кофейни, чем на традиционные банковские отделения. Их сотрудники, одетые в джинсы, консультируют клиентов в неформальной обстановке за чашкой кофе (за кофе придется заплатить, но со скидкой). «Технологии не отменяют того факта, что деньги остаются главной причиной стресса, – говорит Лиа Дин, курирующая кафе-отделения Capital One, – банк старается создать теплую, дружескую и оптимистичную обстановку для решения денежных проблем».

Мобильные клиенты

Время стоит слишком дорого, чтобы тратить его на хождение в банк, решил учитель физкультуры Йэн Гоулд. «Мне было нужно что-то быстрое и простое», – говорит Гоулд, поэтому он перевел ипотечный кредит в Atom Bank. Все, что для этого было нужно, – воспользоваться мобильным приложением.

У Atom Bank всего 14 000 сберегательных счетов, но он – один из молодых британских банков, работающих без отделений. Это поколение молодых онлайн-банков уже стало принято называть челленджерами. Хотя конкурировать на равных с большой четверкой – Barclays, Royal Bank of Scotland (RBS), Lloyds Banking Group и Santaner – челленджеры смогут еще не скоро, они прочно заняли свою нишу и борются за молодых клиентов, для которых время дороже, чем деньги.

Без отделений будут работать еще три новых банка – Tandem, Starling и Monzo. Банки Metro, TSB и Virgin Money тоже дают клиентам возможность совершать многие операции с помощью мобильного приложения, но у них есть и отделения. «Airbnb не пыталась конкурировать с отелями, ее интересовали свободные комнаты граждан, – сказал FT основатель Tandem Рики Нокс. – Вот так же нас не интересует весь финансовый сектор, нас интересуют личные финансы».

За последние два года британские банки закрыли 1000 отделений, а с 1989 г. число их отделений сократилось вдвое (данные британской Федерации малого бизнеса). По оценке консалтинговой фирмы Caci, в 2015 г. британцы заходили в банковские отделения 427 млн раз, а пользовались банковскими мобильными приложениями 895 млн раз. К 2020 г. число посещений отделений снизится до 268 млн, зато мобильными приложениями британцы воспользуются 2,3 млрд раз.

С 2015 г. HSBC сократил розничную сеть в Великобритании почти на треть, закрыв 321 отделение (данные группы защиты потребителей Which?), поскольку за последние пять лет число посещений его отделений снизилось на 40%.

RBS (72% капитала в госсобственности) отмечает «значительный сдвиг» в предпочтениях клиентов, которые все больше пользуются мобильными приложениями и онлайн-банкингом. Поэтому он закроет 150 отделений и оставит 1000. «У банков есть обязательства перед обществом, особенно это касается банков с государственным участием, как RBS, – возмущается и. о. генсекретаря профсоюза Unite Гейл Картмейл. – Пора вмешаться регуляторам и правительству, чтобы заставить банки сохранять розничную сеть адекватного размера».

Люди все чаще приходят в отделения за консультациями, а не для того, чтобы совершить базовые операции, оправдывается RBS: сейчас банк в 20 раз чаще взаимодействует с клиентами по цифровым каналам, чем в отделениях.

Lloyds переведет несколько сотен отделений в микроформат и организует в них возможность связаться с экспертами по видео. У Lloyds крупнейшая в Великобритании сеть – 2000 отделений. Скоро клиенты Lloyds смогут пользоваться интернет-банкингом без пароля и пина. Банк запомнит их по биометрическим данным – отпечаткам пальцев и фото. Похожая услуга уже есть у HSBC: чтобы получить доступ к счету, нужно сделать селфи.

Наиболее радикально экономит на сотрудниках Santander UK. В его штате 371 человек имеет контракт, гарантирующий один час работы в месяц. «Вам гарантируется и оплачивается, как минимум, один час работы в месяц или 12 в год, – говорится в рекламном объявлении Santander, – дополнительные часы будут зависеть от нужд отделения». Контракты на один час уже заинтересовали юристов и политиков. «Надеюсь, правительство осудит действия Santander и запретит размещать такую рекламу в центрах занятости», – сказал FT экс-министр безопасности Дэвид Хэнсон.

Сокращение числа отделений порождает в Великобритании социальные проблемы. По данным Службы национальной статистики, в 2016 г. доступ к интернету был лишь у 53% одиноких пенсионеров и лишь 7% граждан старше 80 лет умели пользоваться онлайн-банкингом. Многие старики избегают банкоматов: четверо из 10 жалуются, что из-за артрита боятся нажать не ту кнопку. Почти 4 млн семей в Великобритании живут без доступа к интернету, а 12 млн человек пользуются медленным интернетом, говорится в парламентском докладе.

Новые конкуренты

В октябре 2016 г. Центробанк Ирландии выдал Facebook Payments International лицензию на электронные платежи. Лицензия дает право совершать платежи во всех странах ЕС.

«Дни, когда банки контролировали единственный канал финансовых услуг, сочтены, – сказал FT банковский аналитик Accenture Дэвид Паркер. – Google, Amazon, Facebook и другие компании, тесно общающиеся с клиентами, смогут предложить лучшие услуги». По его словам, в краткосрочной перспективе Amazon может начать кредитовать своих продавцов, Google прикрутит кнопку «купить» к рекламе на сайте, Facebook займется денежными переводами.

У Amazon уже есть кредитный сервис Amazon Lending, обслуживающий продавцов онлайн-ритейлера в США, Великобритании и Японии. Его кредитный портфель составляет $400 млн. Во Франции, Италии и Испании действует сервис Pay with Amazon, позволяющий оплачивать покупки не на Amazon. В 2016 г. им воспользовались 33 млн клиентов. В 2017 г. китайская Ant Financial, финансовое подразделение Alibaba, подала заявку на получение лицензии на электронные платежи в Великобритании. У Ant Financial (более 500 млн пользователей в Китае) уже есть лицензии на банковские операции в Индии, Южной Корее и Гонконге, но теперь она хочет развиваться в Европе.

По данным опроса Accenture, треть клиентов банков и страховых компаний перевела бы счета в Google, Amazon и Facebook, если бы у них была такая возможность.

«Эти компании ведут масштабное наступление на банки – у них сотни миллионов, а то и миллиарды лояльных клиентов, – говорит гендиректор Mangrove Capital Partners Марк Тлущ. – Они могут сделать базовые услуги, как, например, трансграничные переводы, бесплатными».

«Какая доля банковских доходов будет приходиться на платежи через 10 лет? – говорит Паркер. – Думаю, гораздо меньше, чем сейчас, и винить в этом нужно онлайн-сервисы типа Ant Financial. Но это просто суровая реальность жизни для банков».