ЦБ намерен заметно поднять требования к сотрудникам аудиторских компаний

Он запретит им работу по совместительству, а взамен предусмотрит наказание за недостоверные данные
Исключение из реестра грозит тем, кто не провел должным образом проверку, не запросил дополнительные документы, столкнувшись при аудите с проблемой/ Максим Стулов/ Ведомости

Аудиторы, которые до 2018 г. выдали положительное аудиторское заключение банкам, страховым компаниям, НПФ, оказавшимся на грани краха, смогут и дальше работать на этом рынке. Правило, которое запрещает им после банкротства финансовых компаний в течение трех лет аудировать отчетность, вступит с 2018 г. и не будет иметь обратной силы, сообщила директор департамента корпоративных отношений ЦБ Елена Курицына. С 2018 г. ЦБ перейдут обязанности по регулированию рынка аудита (сейчас закреплены за Минфином).

Исключение из реестра грозит тем, кто не провел должным образом проверку, не запросил дополнительные документы, столкнувшись при аудите с проблемой. «Мы старались сосредоточиться на моментах, которые наибольшим образом способствуют решению проблем аудиторской отрасли», – говорила Курицына. Среди основных она выделяла недостоверность заключений, низкое качество аудита и демпинг. Взамен ЦБ может предусмотреть уголовную ответственность для менеджмента компаний за предоставление аудиторам, рейтинговым агентствам и оценщикам недостоверных данных, допустила Курицына, отметив, что пока эта мера только обсуждается, поскольку аудиторы призывают ЦБ работать с «поднадзорными организациями» по части достоверности предоставляемых данных.

ЦБ намерен сократить число компаний, которые должны аудировать отчетность, – сейчас это обязаны делать все, чья выручка превышает 400 млн руб., активы – 60 млн руб. По словам Курицыной, этот критерий ЦБ предлагает убрать, так как он способствует демпингу и снижает качество заключений. Обязательный аудит будет необходим публичным обществам, профучастникам, эмитентам, банкам и банковским холдингам, частным пенсионным фондам, страховщикам, а также управляющим их средствами компаниям и стратегическим предприятиям, перечислила она. Для аудиторов, проверяющих общественно значимые компании, может быть создана отдельная СРО, указала Курицына, но надзирать за ними Центробанк планирует самостоятельно.

ЦБ беспокоит ситуация, что один аудитор сейчас может числиться в 15–20 аудиторских компаниях, в результате каждая может вступить в СРО и получить право на работу. Быть руководителем аудиторской проверки, подписывать аудиторские заключения аудитор, если предложения ЦБ вступят в силу, сможет только по основному месту работы. Если аудиторская компания намерена работать с банками, то согласно предложениям ЦБ она должна иметь в штате не менее 12 человек с квалификационными аттестатами, а также не менее трех аудиторов уровня руководителя аудиторского задания или партнера. Руководитель проверок должен иметь не менее пяти лет опыта работы с общественно значимыми организациями (не обязательно в качестве партнера) и постоянно повышать квалификацию.

«Для кого-то эта цифра [12 аудиторов] будет избыточной», – говорит партнер «Финэкспертизы» Наталья Борзова. «Это ограничение ликвидирует большую часть аудиторских компаний с рынка, но ограничения на работу по совместительству и по ведению обязательного аудита рынку нужны», – признает гендиректор Международного консультативно-правового центра Дмитрий Винокуров. «Это серьезно меняет регулирование, 80% аудиторских компаний имеют трех аудиторов, и, даже если компании начнут укрупняться, на рынке может остаться не более 500 компаний (сейчас их 4300)», – говорит гендиректор СРО ААС Ольга Носова.

Предложения ЦБ по реформированию отрасли, по словам Курицыной, могут быть отправлены в Минфин 24 апреля.