Трамп собрался построить стену банкирам

Президент США обещает ослабить регулирование, но готов вернуть запрет на совмещение коммерческого и инвестиционного банкинга
Трамп неоднократно давал понять, что готов ослабить регулирование банковского сектора/ Susan Walsh/ AP

Министр финансов США Стивен Мнучин и главный советник Трампа по экономическим вопросам Гэри Коуэн говорят, что готовы изучить вопрос создания новой версии закона Гласса – Сиголла. Трамп признает, что этот вопрос стоит на повестке дня. «Некоторые хотят вернуться к старому, вот мы и изучаем этот вопрос», – сказал он Bloomberg. Универсальные банки, если они хотят заниматься «нетрадиционной банковской деятельностью», должны учредить холдинговую компанию, говорил в апреле зампред Федеральной корпорации по страхованию вкладов США (FDIC) Томас Хениг.

Банкиры от такой перспективы в шоке. Разделение розничных и инвестбанковских операций было бы «безумием» и «противоречит интересам Америки», цитирует FT гендиректора Bank of America (BofA) Брайана Мойнихана. «Что лучше: чтобы Merrill Lynch был самостоятельным или в структуре BofA? – говорит Мойнихан. – Мы можем стабилизировать его во время кризиса. Поэтому так лучше». BofA купил инвестбанк Merrill Lynch в кризис 2008 г., когда тот был на грани краха. За несколько месяцев до этого JPMorgan пришлось спасать инвестбанк Bear Stearns.

Правда, коммерческие банки в отличие от инвестиционных имели доступ к финансированию Федеральной резервной системы (ФРС). Goldman Sachs и Morgan Stanley, чтобы сохранить независимость, даже получили лицензии обычных банков.

Майк Корбат
Гендиректор Citigroup

Всякий раз, когда я слышу о законе Гласса – Сиголла XXI в., я спрашиваю, что это такое, и пока мне никто это толком не рассказал. Пусть уж кто-нибудь объяснит мне, какой в этом смысл.

Банкам США пришлось более 60 лет ждать отмены запрета на совмещение инвестбанковских и розничных операций. После вступления в силу закона Гласса – Сиголла, например, JPMorgan пришлось выделить инвестбанковские операции в отдельную структуру – так возник Morgan Stanley. Запрет был снят в 1999 г., чем и воспользовались Citigroup, JPMorgan и BofA – они стали активно развивать инвестбанковский бизнес. В 2010 г. был принят закон Додда – Фрэнка, главный посткризисный закон экс-президента Барака Обамы, ужесточивший регулирование финансового сектора. Содержащееся в нем правило Волкера запретило банкам, работающим с вкладами, торговать ценными бумагами на собственные средства.

Трамп неоднократно давал понять, что готов ослабить регулирование банковского сектора и даже отменить правило Волкера. После избрания Трампа акции банков США подорожали на 20–40%.

Универсальная модель бизнеса – «источник силы» JPMorgan, недавно говорила его финансовый директор Марианна Лейк. В I квартале прибыль розничного подразделения JPMorgan снизилась на 20%.

Мнучин и Коуэн – выходцы из Goldman Sachs. Возрождение закона Гласса – Сиголла ослабило бы конкурентов Goldman.

«Моя цель – добиться разделения бизнеса банков, – цитирует Bloomberg конгрессмена Майка Капуано. – Любые меры в направлении этого лучше того, что есть». Он намерен внести поправку о законе Гласса – Сиголла в законопроект республиканца Джеба Хенсарлинга, отменяющего правило Волкера. По мнению Хенсарлинга, закон Додда – Фрэнка «оказался большим бременем для бизнеса, чем все регулирование Обамы, вместе взятое».