Для валютных трейдеров написан кодекс поведения

Банк международных расчетов составил документ из 55 этических принципов, но следовать им – дело добровольное
Кодекс BIS занимает 78 страниц и содержит 55 рекомендаций с объяснениями/ Gonzalo Fuentes/ REUTERS

Кодекс для валютных трейдеров, над которым Банк международных расчетов (BIS) трудился с 2015 г., касается вопросов этики, управления, исполнения заказов, обмена информации, комплаенса и проведения расчетов по сделкам.

«Мы все понимаем, что нужно восстанавливать доверие к рынку форекс, – цитирует FT заместителя управляющего Резервного банка Австралии Гая Дебелля, под руководством которого был написан кодекс. – Кодекс поможет наладить работу этого рынка». С 2014 г. глобальные банки заплатили около $10 млрд штрафов за манипулирование ценами на валютном рынке.

Кодекс BIS занимает 78 страниц и содержит 55 рекомендаций с объяснениями. Следование им – дело добровольное, кодекс не имеет силы регулирования и не заменяет его. Но несколько центробанков уже дали понять, что ждут от местных трейдеров объективности, благоразумия и высоких этических стандартов.

Кодекс, в частности, описывает практику отмены заказов клиентов, если цена уже названа: она должна быть прозрачной, а клиент должен получить всю необходимую информацию об этом.

Не стать изгоем

Дэвид Пут
гендиректор CLS, работавший над кодексом BIS
«Кодекс создан не для того, чтобы заменить регулирование. Мы полагаем, что правила легче обойти, люди всегда найдут в них лазейки. Думаю, что самым большим наказанием для трейдера, который не следует принципам кодекса, станет снижение конкурентоспособности. У них будет меньше выбора, меньше людей захотят иметь с ними дело».
FT, 25 мая 2017 г.

В среду департамент финансовых услуг штата Нью-Йорк (DFS) оштрафовал французский BNP Paribas на $350 млн за нарушения на валютном рынке в 2007–2013 гг. В нарушениях участвовало более 10 сотрудников банка в Нью-Йорке, Лондоне и Токио, которые с тех пор были уволены или сами покинули банк. «Трейдеры BNP Paribas много лет нарушали законы штата Нью-Йорк и многократно злоупотребляли доверием клиентов», – заявила директор DFS Мария Вулло.

В 2015 г. британский Barclays заплатил штраф $150 млн за частую отмену заказов клиентов, когда цена сделки определена. В декабре 2010 г. клиент Barclays жаловался, что за день банк отменил 300 его заказов: «Не может ли кто-то с вашей стороны объяснить причину этого? Связано ли это с техническими трудностями или бизнес-решениями?»

На валютном рынке достаточно нескольких миллисекунд, чтобы значительно изменить цену, и банки нередко отменяют заказ, если он стал им невыгоден. Проведенный в 2015 г. опрос 450 участников валютного рынка показал, что 22% из них о такой практике в банках не знают.

«Вместо того чтобы пользоваться практикой отмены заказов в последнюю минуту как исключительно защитной мерой, Barclays применял ее как фильтр, отсеивающий клиентские заказы, которые, по оценке Barclays, основанной на движении цен в этот промежуток времени, были бы ему невыгодны», – констатировал тогда DFS.

Когда клиенты Barclays, лучше разбирающиеся в теме, стали мониторить отказы в Barclays и других банках, у них возникли вопросы, отмечает DFS. Чтобы не поднимать шума, Barclays регулировал систему так, чтобы снизить число отказов именно для этих клиентов.