Получить кредит онлайн станет сложнее

Центробанк хочет ужесточить идентификацию онлайн-заемщиков: получить кредит удаленно смогут только зарегистрированные на портале госуслуг
Документ предполагает, что банки смогут идентифицировать заемщиков без необходимости последним посещать отделения/ Евгений Разумный/ Ведомости

Центробанк предлагает проводить идентификацию онлайн-заемщиков с помощью Единой системы идентификации и аутентификации (ЕСИА) – такие поправки готовит регулятор в закон «О кредитных историях», рассказали «Ведомостям» сотрудники одного банка, микрофинансовой организации и бюро кредитных историй (БКИ). Законопроект пока не внесен в Госдуму, но ЦБ уже разослал документ по банкам и БКИ («Ведомости» с ним ознакомились). Представитель ЦБ подтвердил, что регулятор готовит поправки.

Не все потенциальные заемщики – пользователи портала госуслуг, указывает директор по розничным рискам Промсвязьбанка Евгений Иванов. Возможно, часть из них перестанет обращаться за кредитами онлайн и придет в отделения, но оценить масштаб перераспределения сейчас сложно, говорит он. Есть и технические проблемы: нововведение сопряжено со сложной интеграцией систем банков, сайта госуслуг и БКИ, объясняет Полещук. Это потребует от банков доработки инфраструктуры дистанционного банкинга, а также создания сертификационных центров, добавляет Шорников.

Документ предполагает, что банки смогут идентифицировать заемщиков без необходимости последним посещать отделения. Данные, полученные в электронном виде, банки смогут подтверждать в ЕСИА, а также в госорганах, например в Пенсионном фонде России или Федеральном фонде обязательного медицинского страхования. Без идентификации заемщика банки не смогут получить доступ к его кредитной истории, и тогда клиенту придется прийти в отделение.

По данным Минкомсвязи на начало мая, в ЕСИА зарегистрировано более 47 млн человек. Но банкиры опасаются, что нововведение усложнит идентификацию для граждан, ведь сейчас способы идентификации практически не ограничены. «Для подтверждения банки используют sms-авторизацию или скретч-карты с одноразовыми паролями, которые применяются в том числе и для запроса в БКИ. Могут также использоваться электронные сертификаты шифрования, которые выдаются клиенту при первом визите в банк», – перечисляет директор департамента розничного кредитования Московского кредитного банка Александр Шорников.

Альтернатива sms-подтверж-дениям – запись телефонного разговора с заемщиком, в котором он дает согласие на запрос в БКИ, говорит директор департамента розничных кредитных рисков Бинбанка Ярослав Полещук. «ВТБ 24» получает согласие клиента в письменной форме с подписью либо использует электронную подпись клиента, рассказал директор риск-департамента госбанка Андрей Гулецкий. Менеджер одного из БКИ говорит, что иногда идентификация проходит с помощью платежной карты: отправив клиенту на карточку в кредит 1 руб., кредитор определяет, что деньги не уйдут мошенникам. Новый порядок идентификации на бизнесе БКИ скажется не сильно, но банкам заметно усложняет жизнь, считает он.

Внедрение системы может привести к падению удаленных продаж в сегментах POS-кредитования и автокредитования, говорит директор департамента кредитования «Абсолют банка» Антон Павлов. Однако шанс обойтись без госуслуг есть: банки могут заранее получать от клиента согласие на запросы в БКИ или же получать в бюро только информационную часть кредитной истории, которая, как правило, содержит ключевые данные по заемщику, размышляет Шорников. Возможно, некоторые банки будут использовать минимальную информацию по заемщикам, которую можно получить без согласия клиента, а это приведет к тому, что суммы онлайн-кредитов снизятся, полагает Полещук.

Сейчас срок согласия на запрос истории в БКИ действует два месяца и ЦБ предлагает увеличить срок до шести месяцев, знает руководитель блока «Риски» банка «Возрождение» Салават Исмагилов. А это позволит банкам предлагать кредиты без дополнительных запросов клиентам, заключает он.