Россия пытается вписать криптовалюты в правовое поле

Они могут получить статус «иного имущества»
В Японии биткоин получил статус платежного средства, но в России он может быть классифицирован как цифровой товар/ Е. Разумный/ Ведомости

Минфин и Центробанк обсуждают, как быть с криптовалютами. Есть предложение определить криптовалюты как «иное имущество», заявил в четверг замминистра финансов Алексей Моисеев. В конце мая зампред ЦБ Ольга Скоробогатова говорила, что Банк России предлагает считать криптовалюты цифровым товаром с уточнением законов в части налогов, контроля и отчетности. Если рассматривать криптовалюты как деньги, потребуется валютный контроль, объяснил Моисеев, а он не нужен, потому что это не иностранная валюта. Он пообещал, что Минфин подготовит предложения по регулированию в течение полутора месяцев.

Цифровой товар и иное имущество – равнозначные понятия, но первое не закреплено в Гражданском кодексе, говорит вице-президент ассоциации региональных банков «Россия» Олег Иванов. Ведомства предлагают классифицировать криптовалюты как объект прав, но они не признают это вещью и предлагают считать иным имуществом, объясняет он: «Если считать криптовалюты финансовым активом, они будут освобождены от НДС, если цифровым товаром, то НДС придется платить, а это ударит по популярности этого инструмента».

Моисеев рассказал, что регулирование криптовалют будет похоже на регулирование деривативов. Он согласен с ЦБ, что при обращении криптовалют должны соблюдаться нормы противодействия отмыванию доходов и финансированию терроризма: нужен принцип «знай своего клиента» и учет транзакций.

Биткоин в мире считают валютой, ценными бумагами и товаром, говорит председатель ассоциации «Электронные деньги» Виктор Достов, но любая из этих трактовок однобока. На товар можно ввести НДС, его можно использовать как актив, можно амортизировать его стоимость, перечисляет он. Пока Минфин не делится, что из этого будет учтено для криптовалют, поэтому непонятна их дальнейшая судьба, замечает он.

Если криптовалюту назвать товаром, например цифровым, это породит куда больше проблем, чем разрешит вопросов, говорит советник финансовой практики компании «Надмитов, Иванов и партнеры» Максим Башкатов. Будет определено, в каком порядке облагать налогами майнинг (способ получения криптовалюты. – «Ведомости»), но использование криптовалют для платежей будет подвержено постоянным рискам правовой переквалификации, предупреждает он. Башкатов указывает, что использование такого «товара» для платежа за нормальные товары, работы или услуги должно быть квалифицировано как мена, а не купля-продажа.

Япония в этом году признала биткоин законным платежным средством и обнародовала правила его использования для бизнеса. Для компаний установлены требования к капиталу, защите клиентских счетов и отслеживанию криминальной активности. Еще год назад более 90% торгов биткоинами приходилось на Китай, где этот рынок практически не регулировался. Но в начале 2017 г. Народный банк Китая начал наводить на нем порядок: он проверил три крупнейшие биржи биткоинов, запретил анонимные сделки и велел биржам сообщать о подозрительных транзакциях.

Регулирование криптовалют противоречит самой идее их создания, считает Алексей Саватюгин, замминистра финансов в 2010–2013 гг.: «Росфинмониторинг предлагает исключить анонимность, а это их основное свойство. По моему мнению, на сегодняшний день рано регулировать криптовалюты».