Сотрудники ЦБ могут лишиться работы за ошибочное мотивированное суждение

Такое наказание для них придумал председатель комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков
Эльвире Набиуллиной предстоит определиться, стоит ли наказывать сотрудников ЦБ / Евгений Разумный/ Ведомости

Председатель комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков предлагает ввести административное наказание для сотрудников Центробанка за неверные мотивированные суждения и принятые на их основе меры, которые привели к ухудшению ситуации в банках. Один из вариантов наказания – увольнение за серьезные ошибки в мотивированном суждении, рассказал «Ведомостям» Аксаков, за меньшее нарушение сотрудник может быть понижен в должности, лишен премии.

ЦБ необходимо наделить мотивированным суждением, такой инструмент должен быть и вопрос об этом уже не стоит, говорит Аксаков, замечая, что в международной практике у многих регуляторов есть право мотивированного суждения. «Этот инструмент позволит выявить схемы, с помощью которых банки обходят законы. Но нужно обсудить вопрос, как снизить риски злоупотребления со стороны ЦБ», – подчеркнул он. За право выносить мотивированное суждение Банк России борется больше шести лет. Сейчас регулятор его уже применяет, например анализируя связанные стороны банков.

Аксаков говорит, что инициативу ввести ответственность для сотрудников ЦБ с самим регулятором еще не обсуждал, но планирует это сделать в рамках подготовки законопроекта о мотивированном суждении – документ может быть внесен в Госдуму в осеннюю сессию. Но ни у законодателей, ни у ЦБ нет четкого плана по срокам введения мотивированного суждения в качестве надзорного инструмента, замечает он.

Индустрия не доверяет сегодня регулятору, требует от него правил и боится принципов, говорил в начале июня первый зампред ЦБ Сергей Швецов: «Нам не хватает мотивированного суждения со стороны регулятора. Мы избыточно склонны осуществлять регулирование по правилам и жутко боимся принципов, причем, когда я говорю «мы», я говорю прежде всего про индустрию. Наши попытки внедрять принципы наталкиваются на сопротивление индустрии и, естественно, Госдумы» (цитата по «Интерфаксу»). Аксаков считает, что такая реакция рынка обусловлена опасениями по поводу возможных злоупотреблений работниками ЦБ своими полномочиями. Кроме того, сам по себе дополнительный инструмент надзорной политики чреват ростом регуляторной нагрузки на банки, полагает он.

Наказание за нерешительность

В конце марта стало известно, что руководитель Нацбанка Татарстана Мидхат Шагиахметов уволен. Человек, близкий к ЦБ, рассказывал «Ведомостям», что его увольнение связано с крахом банков в регионе. В начале марта лицензии лишились Татфондбанк, Интехбанк и «Анкор», работавшие в республике. Однако о проблемах в крупнейшем из них – Татфондбанке ЦБ знал еще в мае 2016 г.

Осенью 2016 г. Минфин предложил внести поправки в закон о ЦБ, служащие которого (их перечень утверждает совет директоров регулятора) не могут быть привлечены к ответственности за принятые решения. Иммунитет они могут потерять, если суд установит их виновность в злоупотреблении должностными полномочиями, их превышение либо факт коррупционного преступления. Аналогичные условия ведомство предложило и для сотрудников Агентства по страхованию вкладов, которое вскоре перейдет под контроль ЦБ. Сбор комментариев ведомств к законопроекту уже закончен, но доработанный текст документа еще не появился, следует из данных на сайте regulation.gov.ru. Там же указано, что поправки могут вступить в силу в декабре 2017 г.

«Нужны какие-то сдержки, нужно искать механизмы, которые бы ввели элемент взвешенности при принятии мотивированного суждения», – говорит бывший первый зампред ЦБ (2007–2011 гг.) Геннадий Меликьян, замечая, что определенные ограничения должны быть. Он считает, что наказание за ошибки может стать одним из способов такого баланса. Наделение ЦБ правом мотивированного суждения на уровне закона поможет повысить дисциплину на банковском рынке и объективность принятия решений ЦБ, уверен бывший первый зампред ЦБ (2002–2004 гг.) Олег Вьюгин. В то же время важно создать процедуру, с помощью которой можно будет проверить правильность мотивированных суждений и установить ответственных за такую проверку. «Это может быть, например, внутренний или внешний аудитор», – говорит Вьюгин.

Наказание излишне, не согласен экс-председатель ЦБ Сергей Дубинин (возглавлял Банк России в 1995–1998 гг.). Вряд ли служащие ЦБ будут злоупотреблять мотивированным суждением, уверен он. «Банк сдает прекрасную отчетность, а вокруг все понимают, что дела там уже совсем не так обстоят. Вскрыть это можно, либо допрашивая участников рынка, либо беря на себя ответственность [за надзорные решения]», – поясняет Дубинин.

Представитель ЦБ в ответ на вопросы «Ведомостей» сообщил, что регулятор с вниманием относится к мнению участников рынка: сфера применения мотивированного суждения должна быть четко определена, а сам механизм должен быть понятен и прозрачен.