ЦБ причислит депозитарии к инсайдерам

Участники рынка видят в этом чрезмерное расширение круга инсайдеров
ЦБ причислит депозитарии к инсайдерам/ М. Стулов/ Ведомости

Центробанк намерен включить в список инсайдеров депозитарии, следует из опубликованного проекта изменений в указание № 3379-у, которое определяет, что именно относится к инсайдерской информации профучастников и кого следует считать инсайдером.

Это усилит меры по борьбе с незаконным использованием инсайдерской информации, следует из пояснительной записки к документу.

Президент Национальной ассоциации участников фондового рынка Алексей Тимофеев недоумевает, зачем ЦБ понадобилось включать регистраторов в список инсайдеров. «Я думаю, это чрезмерное расширение круга инсайдеров», – замечает он, добавляя, что регулятору следовало бы скорее сфокусироваться на участниках торгов на организованном рынке и их инсайдерских практиках.

Гендиректор регистратора Р.О.С.Т. Олег Жизненко делит инсайдеров на две группы: одни обладают возможностью создавать собственную инсайдерскую информацию, другие – нет. Ранее из текста закона следовало, что депозитарии никакой инсайдерской информации произвести не могут, но, возможно, в практической работе по расследованию случаев ее несанкционированного использования ЦБ сталкивался со злоупотреблениями именно депозитариев, рассуждает Жизненко.

Алексей Моисеев, замминистра финансов

«У вас может быть рынок сколь угодно эффективным, но, если менеджмент знает, что завтра они объявят дивиденды, которые выше, чем рынок ожидает, и начинает «тарить» акции своей компании, такие вещи должны публично пресекаться».

Как правило, ЦБ начинает процесс нормотворчества, когда выявляет некоторые изъяны и недочеты в ходе проверок участников финансового рынка, согласен гендиректор УК «Спутник – управление капиталом» Александр Лосев. «Эта инициатива, возможно, возникла похожим образом, и, скорее всего, новые нормы закона будут применимы в исключительных случаях, которые пока не охвачены действующим регулированием», – полагает он. Например, для депозитариев, принадлежащих финансово-промышленным группам, где учредители могут формировать капитал с помощью различных активов, в том числе и ценных бумаг, уточняет Лосев.

Проверки ЦБ, касающиеся использования инсайдерской информации, в депозитариях крайне редки, а намерение регулятора включить такие организации в список инсайдеров не совсем понятно, говорит гендиректор одного из крупных спецдепозитариев. Представитель ЦБ на этот вопрос не ответил.

Согласно предложениям ЦБ инсайдерской информацией должны будут считаться также обеспечительные меры судов по отношению к деньгам и имуществу эмитента либо его дочерних компаний. Кроме того, в перечень инсайдерской информации войдут данные об уголовных делах. «Очевидно, ЦБ решил таким образом лучше защищать участников рынка, но не совсем понятно, каким образом можно будет запретить судам публиковать итоги заседаний, которые сейчас в открытом доступе», – удивлен Лосев.