Ethereum не справился с нагрузкой из-за ажиотажа

Стартап проводил ICO, но не рассчитал спрос
Сеть Ethereum была бы способна обработать распределенные во времени транзакции, но не одновременные/ Jens Kalaene / DPA / TASS

В среду несколько крупных бирж криптовалют – Bitfinex, BTC, Cex, Shapeshift – заявили, что приостанавливают транзакции популярной валюты Ethereum. Причина – в ажиотаже вокруг стартапа Status (мессенджер на блокчейне), который проводил «первичное размещение валюты» (initial coin offering, ICO). Проект привлекал именно криптовалюту Ethereum и набрал около 300 000 единиц на $100 млн. Но из-за особенностей архитектуры криптовалют сеть Ethereum была не способна обработать транзакции, отмечали посвященные криптовалютам интернет-ресурсы и подтвердили опрошенные «Ведомостями» эксперты. Проблему удалось решить за несколько часов – биржи сообщили о возобновлении транзакций.

Еще одно ICO прошло вчера: проект Civic, который занимается идентификацией личности, привлек $33 млн. И это размещение (также на Ethereum) приостанавливалось на короткое время, указывали посвященные криптовалютам ресурсы Forklog и Cointelegraph.

Сбой можно сравнить с уже привычной DDoS-атакой на веб-ресурсы: когда идет множество обращений к системе, она не успевает их обработать, объясняет интернет-омбудсмен Дмитрий Мариничев, такова конструктивная особенность блокчейна и вообще любой информационной системы, не только Ethereum, – каждая транзакция связана со сложными вычислениями. Схожие трудности испытывает и биткоин, знает он.

Сеть Ethereum была бы способна обработать распределенные во времени транзакции, но не одновременные, объясняет основатель криптовалюты Waves Александр Иванов. Этот недостаток есть у всех криптовалют, но Ethereum особенно подвержен подобным сбоям, поскольку его архитектура предполагает так называемые смарт-контракты, говорит Иванов: это выполнение транзакции при наступлении определенного условия. Можно привести аналогию с букмекерской конторой, которая выплачивает деньги, если, например, определенная команда выиграла с определенным счетом.

Разработчики должны повысить устойчивость платформы и доработать правила заявок, чтобы не допустить повторения сбоя, считает начальник отдела новой экономики «Сбербанк CIB» Сергей Поликанов.

Технические риски при ICO исключать нельзя – развитие технологии находится на ранней стадии, соглашается гендиректор компании Cross Coin Кайрат Калиев. Эта компания сейчас проводит ICO для венчурного фонда Starta Capital.

Что такое блокчейн

Технология блочных цепей позволяет ее пользователю быть уверенным в неизменности переданных данных. В каждый блок данных встраивается вычисленная контрольная сумма предыдущего блока. Таким образом, блоки выстраиваются в связанную цепь и невозможно ни изменить блок в ее середине, ни извлечь его – это неминуемо обнаружится при проверке последующих блоков. На основе блокчейна и создаются криптовалюты.

ICO созвучно привычному IPO (initial public offering), где инвесторы покупают акции компании. IPO – это сложный и забюрократизированный механизм, он подходит зрелым компаниям, а ICO – это гибрид между IPO и краудфандингом, объясняет основатель блокчейн-платформы Soundchain Артем Абаев. При ICO инвестор получает не долю в компании, а так называемый токен – это еще одна криптовалюта, продолжает он.

В будущем инвестор может продать токен на бирже, если проект будет пользоваться спросом на рынке, рассказывает Абаев. По его словам, прежде всего ICO подходит для инновационных продуктов на базе блокчейн-технологии.

Прочим же проектам, построенным без блокчейна, стоит привлекать капитал путем обычных венчурных механизмов или краудинвестинговых площадок.

Поликанов из «Сбербанк CIB» называет биткоин и Ethereum наиболее популярными криптовалютами, но в зависимости от цели проекта его основатели могут добавить в список для ICO менее ликвидные криптовалюты, которые могут быть важны для проекта, продолжает Поликанов.

Калиев уверен, что ICO нужно проводить для пяти крупнейших по капитализации криптовалют. Ему также известны примеры, когда в обмен на токен принимались обычные деньги, например доллар.

Для конверсии криптовалют в общепринятые (скажем, доллар или евро) используются специальные криптобиржи. Суммы конверсии, как правило, не превышают $250 000, а большие суммы разделяются между площадками.

За последний год прошло ICO на общую сумму свыше $500 млн, а их общее количество превышает 150, знает старший инвестиционный аналитик венчурного фонда Runa Capital Константин Виноградов.

Интересуется этим рынком и Сбербанк. «Мы исследуем рынок криптовалют и зарождающийся сейчас рынок ICO», – заявил вчера руководитель «Сбербанк CIB» Игорь Буланцев.

Представитель Ethereum в России Влад Мартынов не ответил на вопросы «Ведомостей».