ЦБ убедил страховщиков продлить работу единого агента ОСАГО до 2018 года

Без него в ряде регионов будет больше проблем
Gролонгация позволит гражданам в регионах не испытывать нехватку полисов автогражданки/ Коваленко Игорь/ PhotoXpress

Страховщики согласились продлить работу системы единого агента продажи полисов автогражданки до 1 января 2018 г. Такое решение в пятницу было принято на собрании участников Всероссийского союза страховщиков (ВСС) и Российского союза автостраховщиков (РСА) из-за сохраняющихся проблем с ОСАГО, рассказал президент ВСС Игорь Юргенс. Два участника собрания сказали «Ведомостям», что решение в пользу единого агента было принято, в частности, по рекомендации топ-менеджеров ЦБ.

«Еще до собрания руководство Центробанка заявило, что систему нужно сохранить, чтобы обеспечить доступность ОСАГО для населения», – говорит один из собеседников «Ведомостей». Без единого агента будет больше проблем, добавляет второй участник собрания.

Представитель Центробанка не стал комментировать, какова роль регулятора в принятии решения по единому агенту, но сообщил, что ЦБ его поддерживает. «В конце года можно будет оценить эффективность всего комплекса мер, направленных на стабилизацию ситуации на рынке ОСАГО, включая приоритет ремонта, электронные продажи, и, исходя из этого, принять решение о дальнейшей судьбе единого агента», – добавляет он.

Доступный полис

После провального голосования по единому агенту в его пользу публично высказался зампред ЦБ Владимир Чистюхин. «Работа единого агента очень положительно себя показала в ряде проблемных регионов, в тех, где затруднены продажи полисов ОСАГО. Мы бы очень хотели, чтобы эта система сохранилась», – сказал он ТАСС 5 июня.

Первое голосование по продлению работы единого агента прошло в начале июня, тогда преимущественно небольшие страховщики высказались против, рассказывают два участника встречи и управляющий директор рейтингового агентства RAEX («Эксперт РА») Алексей Янин, который знает об итогах голосования от участников рынка. Некоторые небольшие региональные страховщики подозревают крупные компании в том, что те через единого агента переводят на регионалов наиболее убыточных клиентов, из-за чего повышается убыточность ОСАГО у небольших страховщиков, поясняет Янин. Это называют селекцией страхователей, добавляет Алексей Бредихин из Аналитического кредитного рейтингового агентства.

Система единого агента заработала с 1 июня 2016 г., планировалось, что она будет действовать до 1 июля 2017 г. Через этот механизм страховщики обязаны продавать полисы других компаний, не присутствующих в каком-то регионе, что повышает доступность автогражданки по всей стране. Мера была временной и вынужденной из-за высокой убыточности ОСАГО в ряде регионов. По данным РСА, в январе – мае этого года сумма выплат по ОСАГО выросла на 35% до 83,5 млрд руб., а объем начисленных премий сократился на 2% до 90,6 млрд руб. Средний уровень убыточности автогражданки за это время составил 108,5%, в ряде регионов убыточность ОСАГО превышает 200%, следует из материалов союза. С учетом расходов на ведение дел страховщики в среднем теряют с каждых 100 руб., полученных от ОСАГО, примерно 20 руб. И, по прогнозам РСА, по договорам, заключенным только в 2016 г., ожидается убыток в 64 млрд руб.

Выплаты растут преимущественно из-за деятельности недобросовестных автоюристов, которые через суды добиваются повышения страховых выплат, поясняет Юргенс. Эти издержки страховщиков не относятся к их основной деятельности (пени, суды по закону о защите прав потребителей, оплата услуг самих автоюристов и т. д.).

Продажа полисов ОСАГО через единого агента лишь перераспределяет убытки между компаниями, но не создает дополнительной стоимости, говорит Бредихин, поэтому продление сроков работы системы едва ли снизит негативный эффект от деятельности недобросовестных автоюристов. Однако пролонгация позволит гражданам в регионах не испытывать нехватку полисов автогражданки, добавляет он.