ФАС вновь проверит тарифы Национального расчетного депозитария

В службе видят проблему в том, что в комитете пользователей и наблюдательном совете НРД представлены одни и те же компании
Антимонопольщики подозревают, что тарифы НРД формируются не слишком прозрачно / Александра Астахова/ Ведомости

В этом году Федеральная антимонопольная служба (ФАС) совместно с Центробанком изучит тарифы Национального расчетного депозитария (НРД), который входит в группу «Московская биржа», а в 2018 г. – самой торговой площадки, сообщил первый зампред ЦБ Сергей Швецов. «Мы посмотрим, работает ли заложенная в законе модель, где пользователи имеют достаточно сил, чтобы определять тарифообразование по услугам центрального депозитария», – уточнил он.

Всего в НРД четыре пользовательских комитета. В них входят сотрудники ЦБ, депозитариев банков и инвесткомпаний, регистраторов и спецдепозитариев. Одновременно в наблюдательный совет НРД и пользовательские комитеты входят представители Сбербанка, Росбанка, Райффайзенбанка, ВТБ, «Юникредит банка» и БКС. Возглавляет совет зампред правления Сбербанка Белла Златкис. В пресс-службах Сбербанка и ВТБ сообщили, что выходить из состава комитетов не планируют, поскольку присутствие их сотрудников в комитетах и совете депозитария не влияет на тарифы НРД. Представители остальных не ответили на запрос.

В 2011 г. ФАС разрешила слияние двух бирж, РТС и ММВБ, только при условии, если тарифы объединенной биржи будут согласовываться в специальном комитете пользователей, занимающих более 50% рынка. Однако, как сообщил замруководителя ФАС Андрей Кашеваров, наблюдательный совет и комитет пользователей НРД в значительной степени формируются из представителей одних и тех же организаций и «по тарифной политике возникают вопросы».

По словам Швецова, в ЦБ поступают возражения от мелких игроков, на которых после реформы тарифообразования выросла нагрузка.

ФАС уже провела опрос депозитариев и сейчас анализирует результаты, сообщила замначальника управления контроля финрынков службы Лилия Беляева. Также, говорит она, прорабатывается вопрос об изменении правил формирования комитета пользователей НРД.

Саморегулируемая организация депозитариев (СРО) ПАРТАД не раз жаловалась в Центробанк и антимонопольную службу на введенную НРД с 1 января 2016 г. плату за длительное хранение бумаг на счетах депо – до 2016 г. оно было бесплатным. Изменение в тарифах привело к значительным расходам инвесторов, так как увеличение стоимости услуг составило в ряде случаев десятки и даже сотни раз, следует из аналитической заметки ПАРТАД, подготовленной в октябре 2016 г.

Именно на инвесторов депозитарии перекладывают комиссию НРД за хранение ценных бумаг, которые они покупают, говорит директор казначейства банка ТКБ Дамир Шагиев.

Эти счета номинальных держателей изначально позиционировались НРД как альтернатива хранению бумаг в регистраторах, которое бесплатно, рассказывает гендиректор спецдепозитария «Гарант» Татьяна Есаулкова, при этом НРД активно убеждал их переводить бумаги к себе на счета длительного хранения.

«Многие участники откликнулись на указанное предложение НРД, о чем впоследствии пожалели», – добавляет она. По ее словам, частные пенсионные фонды (НПФ), управляющие компании и страховщики фактически оказались «заложниками НРД», поскольку по закону возможность обратного вывода ценных бумаг на счет депо любого другого номинального держателя, кроме НРД, отсутствует. Также есть проблема с бумагами под управлением НПФ с отозванными лицензиями – платить за их хранение в НРД приходится депозитариям, рассказывает заместитель гендиректора одного из крупных спецдепозитариев. Собеседник «Ведомостей» пожаловался на «возросшие в несколько раз» за полтора года выплаты в НРД.

«Возможно, это [повышение тарифов, в том числе за длительное хранение] связано с тем, что значительное число голосов в текущем комитете пользователей услуг НРД имеют представители группы Московской биржи (у них два места. – «Ведомости») и связанных с ней акционерными отношениями крупнейших банков, в том числе с госучастием (среди акционеров биржи – Сбербанк и ВЭБ), и так уже представленные в советах НРД и биржи», – сказано в записке ПАРТАД, тогда как интересы мелких и средних участников инфраструктуры рынка ценных бумаг почти не представлены.

По словам Есаулковой, за то время, что она участвует в пользовательском комитете НРД (около двух лет), серьезных обсуждений по изменению тарифов, которые были бы претворены в жизнь, с участниками комитета не велось. «В отношении тарифной политики НРД придерживается принципа снижения тарифов на свои услуги для отдельных клиентов за счет их повышения для иных клиентов», – замечает она.

Представитель НРД не ответил на запросы «Ведомостей», перенаправив их Московской бирже. Ее пресс-служба заверила, что НРД «взвешенно и прозрачно» подходит к тарифам. Про повышение тарифов там не упомянули, заметив только, что за последние полтора года эффективная ставка комиссии депозитария за хранение облигаций снизилась на 15%, а акций – более чем на 35%. Что касается самой биржи, то замечаний ФАС к ее тарифной политике не поступало, говорит он. По словам Беляевой из ФАС, в службу поступали жалобы на тарифы биржи, однако нарушений антимонопольного законодательства тогда не нашли.