ЦБ защитит рискованные структурные продукты от санкций

Для этого их введут в российское правовое поле
Для выпуска структурных инструментов без гарантии возврата номинала российские банки и профучастники привлекают иностранных посредников/ Евгений Егоров/ Ведомости

По словам управляющего директора по рынку деривативов и товаров банка «ФК Открытие» Владимира Омельченко, инициатива депутатов и ЦБ – благо для рынка, поскольку расширяет возможности для инвестирования: спрос на такие инструменты есть из-за большей доходности, которую они дают, несмотря на высокие риски. Сейчас российский банк или брокер, который задумался о выпуске структурных продуктов с негарантированной выплатой номинала, действительно сталкивается с необходимостью преодолевать лишнюю ступень и дополнительными затратами, подтверждает он: «По нашему заказу зарубежный эмитент выпускает такие бумаги, мы выкупаем их у этой компании и продаем клиентам в России». Похожую процедуру проходят и в Сбербанке при выпуске структурных продуктов, указывает управляющий директор «Сбербанк CIB» Андрей Шеметов.

«Структурные продукты без защиты номинала гораздо популярнее, чем с защитой, благодаря большей доходности. Они интересуют в основном мелких инвесторов, которых не устраивают низкие ставки по традиционным продуктам: как правило, они уже теряли деньги на фондовом рынке и ищут бумаги с понятным им риском», – говорит начальник управления торговых операций с производными инструментами БКС Петр Харченко. Впрочем, классификация инвесторов, похоже, ждет и этот рынок (см. врез).

Речь идет о структурных продуктах, не гарантирующих возврата их владельцам номинальной стоимости бумаги, заявила в среду директор департамента развития финансовых рынков ЦБ Елена Чайковская. К ее выступлению подоспели и депутаты (Анатолий Аксаков и Игорь Дивинский, а также член Совета Федерации Николай Журавлев), которые ровно в тот же день внесли в Госдуму законопроект, предусматривающий создание в России нового вида ценных бумаг – структурных расписок.

О спросе на структурные бумаги с частичной защитой капитала заговорили в ЦБ и на Московской бирже около года назад. Сейчас структурные продукты можно выпускать в российском правовом поле только при условии 100%-ной защиты капитала – они соответствуют юридической форме облигаций. Если законопроект будет принят, появятся структурные облигации с полной, частичной и нулевой выплатой номинала при наступлении обстоятельств, которые заложены в условиях выпуска, следует из слов представителя ЦБ.

На бирже сейчас торгуются структурные облигации, гарантирующие инвесторам возврат вложенных средств: для их структурирования используются различные базисные активы: драгоценные металлы, курс валюты, котировки ценных бумаг, индексы.

Для выпуска структурных инструментов без гарантии возврата номинала российские банки и профучастники привлекают иностранных посредников, следует из пояснительной записки к законопроекту. И если до введения антироссийских санкций это могли делать иностранные «дочки» российских банков, то сейчас в обязательном порядке необходимо пользоваться услугами иностранных компаний, не связанных с российскими банками, соответственно, теряя часть доходности, говорится в ней. Из-за этого теряют и владельцы структурных продуктов.

Кроме того, часто сделки с такими инструментами оформляются как договор между российским банком или брокером и покупателем, а не как ценная бумага, замечает топ-менеджер западного инвестбанка. Выпустить структурные продукты в российском правовом поле особенно затруднительно для банков под санкциями, знает собеседник «Ведомостей».

Выпускать структурные расписки смогут банки, брокеры, дилеры и SPV, созданные специально для таких выпусков. Приобретать же такие продукты смогут только квалифицированные инвесторы – впрочем, и сейчас сами продавцы не предлагают их участникам торгов без соответствующей квалификации.

Волнуется за опционы

ЦБ готовит поправки в законодательство о разделении на категории инвесторов-юрлиц, сообщила директор департамента развития финансовых рынков ЦБ Елена Чайковская. Регулятор задумался об этом после судебного разбирательства между «Транснефтью» и Сбербанком по сделкам с производными финансовыми инструментами, в результате которых компания получила убыток в 66 млрд руб. Суд выиграла «Транснефть», после того как он определил, что компания была не в состоянии самостоятельно оценить риски по этим сделкам.

«Спрос на структурные продукты в России со стороны инвесторов есть. Задача законопроекта о структурных продуктах – уравнять юрисдикции и сократить издержки», – резюмирует Шеметов.