LSE готова дать поблажки суверенным эмитентам, чтобы получить листинг нефтяной Saudi Aramco

Ее IPO на сумму $100 млрд запланировано на 2018 год
Лондонская фондовая биржа (LSE) очень хочет получить первичное размещение акций нефтяной Saudi Aramco/ Matt Dunham/ AP

FCA собирается распространить эти правила и на те компании, у которых на LSE торгуются не акции, а депозитарные расписки. В числе таких компаний могут быть российские «Газпром» и «Роснефть».

Британское управление финансовых услуг FCA сообщило в четверг о планах ввести отдельную категорию для суверенных эмитентов, проводящих листинг. Хотя в сообщении FCA отсутствует упоминание нефтяного гиганта Saudi Aramco, планирующего IPO во второй половине 2018 г., у рынка нет сомнений, что изменения в листинге связаны с ним, пишут FT и WSJ.

Саудовская Аравия намерена предложить инвесторам 5% акций Saudi Aramco. Сумма IPO может составить $100 млрд, а компания – получить капитализацию в размере $2 трлн. Это будет рекордное IPO в мире, поэтому между биржами развернулась за него нешуточная борьба. Первоначально рассматривались разные площадки – Лондон, Нью-Йорк, Гонконг, Сингапур, Токио и Торонто, пишет Bloomberg, но сейчас этот список сократился до Лондона и Нью-Йорка.

Наследный принц Саудовской Аравии Мохаммед ибн Салман отдает предпочтение Нью-Йорку, пишет WSJ, но менеджмент и юристы компании склоняются в пользу Лондона, поскольку в США больше юридических рисков. Великобритания лоббирует свои интересы на самом высоком уровне – в апреле в Саудовскую Аравию летали премьер-министр Тереза Мэй и гендиректор LSE Ксавье Роле. Получить $100-миллиардное IPO для Великобритании сейчас особенно важно, поскольку ей приходится укреплять имидж своего финансового центра после выхода из ЕС.

По текущим правилам LSE Saudi Aramco может рассчитывать на стандартный листинг и торговаться вместе с компаниями малой капитализации и стартапами. Альтернатива стандартному листингу – премиум-листинг, но его могут получить только компании, защищающие инвесторов. Такие компании обязаны предоставить аудированную отчетность за три года, для крупных сделок она должна получать одобрение всех акционеров, включая миноритариев, и они должны обладать полным стратегическим контролем над бизнесом.

Эндрю Бейли
гендиректор FCA

Когда собственник – государство, это совсем иное, чем когда собственник – частное лицо или компания, [это касается] и их мотивации, и их природы. Инвесторы это давно признают, и рынки капитала в состоянии оценить отношение суверенных эмитентов к инвесторам.

FCA предлагает ввести еще один вид премиум-листинга, который будет распространяться только на суверенных эмитентов. От настоящего премиум-листинга он будет отличаться менее жесткими требованиями. От суверенных эмитентов LSE не будет требовать, чтобы все крупные сделки совершались с одобрения миноритариев. Для Saudi Aramco это важно, поскольку компания много делает для страны, например строит арены, на которых проводятся верблюжьи конкурсы красоты, пишет WSJ. Одобрения миноритариев также не потребуется при избрании независимых директоров.

Но такой премиум-листинг не позволит акциям Saudi Aramco войти в индекс FTSE 100, поскольку для этого нужно, чтобы free-float составлял не менее 50% акций. Акции компаний из индексов, в том числе FTSE 100, могут оказаться в портфелях розничных инвесторов, поскольку их покупают паевые и пенсионные фонды.

«Это хорошее решение дилеммы Aramco, которая не выполняет общие требования к free-float и корпоративному управлению, – сказал Bloomberg Эдвард Бибко из Baker & McKenzie. – Готовятся и другие приватизационные сделки, которые попадают в эту новую категорию». Например, Abu Dhabi National Oil планирует размещение акций.

Ассоциациям инвесторов инициатива FCA не понравилась. «Инвесторы полагают, что премиум-сегмент без защиты инвесторов – это не премиум-сегмент, такие компании не предоставят защиту, которую ожидают инвесторы», – сказал Reuters гендиректор Investment Association Крис Каммингс. «Похоже, FCA хочет изменить правила листинга, чтобы учесть особенности одной компании, но такую стратегию не назовешь эффективной, когда речь идет о регулировании всего рынка», – отмечает менеджер по корпоративному управлению Royal London Asset Management Эшли Гамильтон Клэкстон.

Ознакомившись с инициативой FCA, Saudi Aramco пока не приняла решение о бирже, на которой будет размещать акции, сообщает Reuters со ссылкой на источник.