«Югра» оспорила введение временной администрации в суде

Это не первый банк, который судится с ЦБ, но выиграть у регулятора удалось лишь двум
Банк «Югра» решил в суде проверить законность введения временной администрации / Максим Стулов/ Ведомости

Бывший предправления банка «Югра» Дмитрий Шиляев в понедельник подал иск к ЦБ в арбитражном суде. В картотеке арбитражных дел содержится отметка о том, что иск был подан, истец – банк «Югра». Он пытается оспорить ввод временной администрации ЦБ в банк 10 июля. Владельцы банка отчаянно сопротивляются. В сообщении агентства «Прогресс» (занимается PR-сопровождением «Югры» и ее основного владельца Алексея Хотина) говорится, что ЦБ вправе назначить временную администрацию, если за последние 12 месяцев произошло снижение капитала более чем на 30% и нарушение одного из обязательных нормативов. Ни один из них не был нарушен, сказано там же.

Шиляев подал заявление спустя пару дней после того, как 20 июля ЦБ отклонил протест Генпрокуратуры. Та требовала отменить мораторий и введение временной администрации, аргументируя это тем, что регулятор не представил банку план спасения перед введением администрации. Однако план у регулятора был – у ЦБ нет обязательства направлять план в банк, указывали «Ведомостям» два источника, близких к надзорному блоку ЦБ.

Военно-промышленный банк и Байкалбанк также пытались привлечь Генпрокуратуру к участию в их судьбе, однако ни одному из них это не помогло – их лицензии отозваны.

Иски к ЦБ, пытаясь оспорить отзыв лицензии, подавали многие банки. Среди них «Миръ», «Атлас банк», «Западный», «М банк» Анатолия Мотылева, «Совинком», Инвест-экобанк, Рускобанк, «Терра», «Констанс банк» и др. Вернуть лицензии в 2010 и 2012 гг. удалось лишь банкам «Вест» (сейчас РНКО) и Русскому банку делового сотрудничества (был присоединен к Социнвестбанку, который впоследствии был санирован). Как правило, банки оспаривают именно отзыв лицензии, поскольку временная администрация назначается на шесть месяцев, после чего происходит либо санация, либо отзыв лицензии, и за этот срок суд не успевает рассмотреть дело, поясняет партнер Tertychny Agabalyan Иван Тертычный.

Прокуроры не помешали выплатам

Перед началом выплат страхового возмещения вкладчикам банка «Югра» Генпрокуратура предостерегла генерального директора Агентства по страхованию вкладов (АСВ) Юрия Исаева и руководителя временной администрации «Югры» Дмитрия Онегина от этого шага. Однако ЦБ и АСВ после недолгих колебаний решили вернуть вкладчикам деньги.

ЦБ решил отстранить собственников и менеджеров «Югры» от дел, поскольку видел угрозу интересам его кредиторов и вкладчиков и неустойчивое финансовое положение банка. «На протяжении последних нескольких месяцев есть признаки того, что отчетность, которую нам предоставлял сам банк, является недостоверной», – рассказывал зампред ЦБ Василий Поздышев. Кроме того, есть подозрения на вывод активов и манипуляций со вкладами, сообщал он. ЦБ выдал «Югре» десятки предписаний о создании резервов на десятки миллиардов рублей.

Нормативы – это только один из критериев, исходя из которого ЦБ может ввести временную администрацию, говорит Тертычный.

У «Югры» практически нет шансов отменить приказ ЦБ, считает советник юрфирмы Saveliev, Batanov & Partners Радик Лотфуллин: «Я не помню, чтобы в последние несколько лет приказы ЦБ об отзыве лицензии были отменены арбитражным судом». По его словам, основания для оспаривания решения регулятора сформулированы достаточно широко, но суд, принимая подобное решение, будет руководствоваться теми документами, на основании которых регулятор принимал это решение, а ЦБ обосновал свою позицию достаточно четко.

Предправления одного из банков считает, что иск может быть подан для того, чтобы у бенефициара банка было что предъявить кредиторам его бизнеса, которым придется создавать резервы. Так, кредиторами Хотиных в недвижимости согласно СПАРК выступают ВТБ, Сбербанк («Модный сезон»), Альфа-банк (ТЦ «Филион») и «Глобэкс». Например, при расчете резервов по кредитам банки могут принять во внимание, что идет судебное разбирательство, и не создавать резерв 100%, полагает он. Представитель ЦБ не ответил на запрос, мобильный Шиляева был вне зоны доступа.