Инвесторы споют на «Улице Сезам»

Роялти стали доступны розничным инвесторам и приносят 8–12% годовых
Права на песни из «Улицы Сезам» в ходе аукциона подорожали на треть/ Sesame Workshop

Инвестор Дэвид Голдберг (36 лет) потратил $580 000, чтобы получить права на будущие доходы от песен из мультсериала «Улица Сезам», пишет WSJ. «Зачем держать деньги в кэше, если на этом не заработать?» – говорит он. Роялти приносят 8–12% годовых, тогда как считающиеся высокодоходными мусорные бонды – 6%. Для Голдберга это не первый опыт: ему принадлежат права на обувной бренд баскетболиста Патрика Юинга.

Среди музыкантов всегда был спрос на займы под залог будущих доходов от их произведений. Долгие годы давали им взаймы лишь Американское общество композиторов, авторов и издателей (ASCAP) и Broadcast Music Inc (BMI), занимающиеся сбором роялти, пишет Reuters. Но эти операции были столь рисковыми, что в конце 80-х гг. такая практика прекратилась.

На смену ассоциациям пришли банкиры. Самые известные из них – Парвиз Омидвар и Дэвид Пулман. Омидвар в этом бизнесе уже более 20 лет, среди его бывших и нынешних клиентов – Майкл Джексон, Бобби Уомак и сын Марвина Гэйя (данные Reuters). Кредиты звездам всегда обходились недешево: Омидвар просил 1,5–2,5% за 10–15 дней, что эквивалентно 30–90% годовых. Иногда по кредиту была комиссия – до 20% тела кредита – плюс проценты.

Пулман прославился тем, что в 1997 г. уговорил легендарного британского рокера Дэвида Боуи секьюритизировать будущие доходы от его 25 альбомов и разместить облигации (знаменитые «бонды Боуи»). «Его первой реакцией было: «А что такое секьюритизация?» – вспоминает Пулман. – Но как только я объяснил ему, что это, он не колебался ни секунды». Весь выпуск 10-летних бондов со ставкой 7,9% годовых выкупила Prudential Financial (занимается страхованием и управлением инвестициями). Сделка была непубличной, поэтому других подробностей о ней нет.

«Это была большая инновация, – сказал WSJ портфельный управляющий и поклонник Боуи Роб Форд, – это стало шаблоном для секьюритизации любых видов активов».

«На каждой конференции для инвесторов первый вопрос, который мне задавали представители инвестфирм, страховых компаний и рейтинговых агентств, был: «Вы лично встречались с Дэвидом?» – вспоминает Пулман. – А второй вопрос: «А вы встречались с [его женой супермоделью] Иман?»

Goldman отдаст яхту в хорошие руки

Мода на инвестиции клиентов для банков оборачивается тем, что на их балансах оказываются экзотические активы, отчужденные у неплательщиков по кредитам. Недавно Goldman Sachs отсудил у богатого клиента – техасского нефтяника Уильяма Кэллопа яхту Natita стоимостью $39,9 млн. В 2014 г. Кэллоп взял у Goldman ссуду на $32 млн под залог двух яхт – Natita (названа в честь тещи) и Bad Girl. За последние девять лет он купил семь яхт. Но в какой-то момент у Кэллопа начались финансовые трудности, и у него не было средств на обслуживание яхт, состояние которых стало ухудшаться, а стоимость падать. В 2015 г. Кэллоп уволил экипаж Natita и выставил яхту на продажу. В ноябре 2015 г. он перестал вносить платежи по кредиту Goldman.

В 2002 г. Боуи говорил в интервью The New York Times, что в течение 10 лет авторские права в привычном смысле исчезнут и превратятся в сырьевой товар «как водопроводная вода или электричество». В 2004 г. из-за падения продаж в музыкальном секторе Moody’s понизило рейтинг «бондов Боуи».

В конце 2000-х гг. из-за массового пиратства продажи музыки переживали трудные времена – они снизились на 60% с максимума, зафиксированного 10 годами ранее. Но в последние годы благодаря стриминговым сервисам Spotify и Apple Music сектор начал возрождаться. В 2016 г. доходы от продаж музыки в США увеличились на 11% до $7,7 млрд. В США у Spotify и Apple Music 22 млн подписчиков, и за $10 в месяц они получают доступ к десяткам миллионов композиций.

Инвестиции в роялти тоже растут. С 2013 г. фонды прямых инвестиций привлекли $1 млрд для вложений в будущие доходы от альбомов. Отчасти этому способствовала политика низких ставок центробанков, сказал WSJ директор по инвестициям Cambridge Associates Уес Суокхеймер: «Здесь получаешь поток прибыли, не привязанный к рынку капитала».

В 2011 г. открылась онлайн-платформа Royalty Exchange, на которой любые инвесторы могут купить роялти на относительно недорогие активы. Во II квартале сборы ее аукционов составили $2,5 млн. На Royalty Exchange Голдберг и купил права на доходы от музыки «Улицы Сезам». Первоначальная цена составляла $430 000, но в итоге выросла на треть.

«Инвестиции в роялти остаются нишевым бизнесом, – отмечает гендиректор фонда прямых инвестиций Round Hill Music Royalty Partners Джош Грусс, – но становятся менее нишевым». С 2014 г. Round Hill привлек $200 млн для инвестиций в музыку, в его портфеле есть, например, права на песни The Beatles.

В роялти инвестирует даже инвестиционный фонд Церкви Англии (его размер – $10,24 млрд).

Размер роялти сильно меняется. В июле на Royalty Exchange продавались роялти на песню Just Can’t Get Enough хип-хоп группы The Black Eyed Peas за $17 200. Во II квартале 2011 г. доходы от нее составили $17 000, а в IV квартале 2016 г. – $259, или 1,5% от стоимости прав на песню.

В 2016 г. ASCAP собрала в США $918 млн роялти, или на 5,6% больше, чем годом ранее.