В Киеве впервые в мире продали квартиру за криптовалюту

Это первая сделка с использованием Ethereum, биткойн для покупки недвижимости уже использовался
Это первая сделка по продаже недвижимости, зарегистрированная в блокчейн-сети Ethereum, указывает Propy/ circa.com

Основатель популярного издания о технологиях и стартапах TechCrunch Майкл Аррингтон купил за $60 000 квартиру в Киеве. При этом в качестве платежного средства использовалась вторая по популярности и капитализации в мире криптовалюта Ethereum. Об этом сообщил калифорнийский стартап Propy, участвовавший в сделке.

Это первая сделка по продаже недвижимости, зарегистрированная в блокчейн-сети Ethereum, указывает Propy. Стартап организует ведение децентрализованного реестра собственности на блокчейне Ethereum и работает как онлайн-магазин недвижимости.

При этом сделка проходила при содействии властей страны. В августе Propy заключил соглашение c Государственным агентством по вопросам электронного правительства Украины, чтобы организовать онлайн-покупку недвижимости в стране, сообщали отраслевые СМИ. На своей странице в Facebook советник агентства Константин Ярмоленко также объявлял о свершившейся сделке.

Поскольку криптовалюты не являются на Украине платежным средством, то сделка была оформлена не как купля-продажа, а по договору обмена, рассказывает киевский юрист Артем Афян. Его компания помогала Propy структурировать сделку. В договорах обмена можно использовать любой актив, который можно оценить. А такую оценку участвовавшая в сделке криптовалюта Ethereum получила от независимого сертифицированного оценщика, объясняет Афян. По его словам, сделку зарегистрировал киевский нотариус, он же внес в государственный реестр недвижимости данные нового владельца квартиры, поэтому сделка полностью соответствует законам Украины.

Как только извлечение из реестра с указанием нового собственника было загружено в блокчейн-платформу Propy, продавец получил криптовалюту. В украинском реестре прав на недвижимость есть ссылка на транзакцию в сети Ethereum, сообщил технический директор Propy Алекс Волошин.

Биткойн уже был

На прошлой неделе отраслевое СМИ Cointelegraph сообщало о покупке дома за биткойны в американском штате Техас. Причем сделка в отличие от киевской была оформлена как продажа. Для этого продавцу пришлось конвертировать полученные биткойны в доллары и лишь тогда сделка была закрыта, сообщает Cointelegraph.

Кроме того, продавец и покупатель уплатили в бюджет налоги со сделки – правда, в гривнах, продолжает Афян. Государственное агентство по вопросам электронного управления Украины помогало в сделке: оно разъясняло нормы действующих законов и правильность их применения в такой сделке, рассказывает он. А платформа Propy помогла продавцу и покупателю найти друг друга, выступала посредником в уплате налогов, регистрировала сделку в сети блокчейн.

Представители украинского агентства по вопросам электронного правительства и Аррингтон не ответили «Ведомостям».

В июне российский застройщик M9 Development анонсировал, что готов продать за самую популярную в мире криптовалюту – биткойны коттеджи на Новорижском шоссе. В России как физические, так и юридические лица тоже могут совершать сделки с криптовалютой по договору мены, что не противоречит Гражданскому кодексу, считает партнер адвокатского бюро «Бузько и партнеры» Роман Бузько. Правда, для юридических лиц процедура усложняется тем, что бухгалтеру предстоит придумать, как отразить криптовалюты на балансе предприятия, рассказывает юрист.

Технология блокчейна уже применяется в различных сделках, и о ее возможной полезности для рынка недвижимости «Ведомостям» сообщал представитель Минкомсвязи. Но вот будущее криптовалют как платежного средства пока что под вопросом. Председатель ЦБ Эльвира Набиуллина выступает резко против использования криптовалют как денежных суррогатов. Она отметила и другие риски: анонимность транзакций и использование криптовалют для финансирования терроризма. Борьбу с криптовалютами начал и ЦБ Китая.

Для Украины признание таких сделок является, во-первых, хорошим способом показать миру свою технологическую продвинутость, рассуждает аналитик венчурного фонда Runa Capital Константин Виноградов. Во-вторых, это способ привлечения внешних инвестиций: владельцы криптовалюты ищут способ превратить ее в реальные активы.