«Альфа-групп» создает новый цифровой банк

Он будет конкурировать даже с Альфа-банком
Петр Авен (слева) использует опыт Олега Тинькова (справа) / Андрей Гордеев/ Ведомости

«Альфа-групп» работает над созданием digital-банка, который будет специализироваться на дистанционном обслуживании клиентов, рассказали «Ведомостям» два розничных банкира и два человека, близких к «Альфа-групп». По словам двух собеседников «Ведомостей», обсуждалась в том числе модель работы на лицензии Альфа-банка. В итоге было решено, что банк будет работать по отдельной лицензии и принадлежать не Альфа-банку, а компании группы, знает близкий к ней человек.

«Создание самостоятельного digital-банка обсуждается в качестве возможности стратегического развития группы на рынке современных банковских технологий», – заявил представитель «Альфа-групп», отказавшись обсуждать подробности.

Альфа-банк не будет делиться клиентской базой с новым банком, а будет для него конкурентом, это отдельный рыночный проект, знает человек, близкий к группе. По его словам, на рынке появляются модели [работы], которые дают удобство дистанционного обслуживания и при этом не несут затрат, как у классических банков. Такая модель не подойдет всем клиентам Альфа-банка, но часть людей будет переходить на дистанционное обслуживание и группа хочет, чтобы у нее было что им предложить, объяснил он.

Поиски руководителя проекта в завершающей стадии, добавил он. Около месяца назад «Альфа» активно искала людей для этого проекта, знает розничный банкир.

Новый банк «Альфы» не будет копией существующих, заявил близкий к группе собеседник «Ведомостей». Крупнейший из них – «Тинькофф банк» Олега Тинькова (создан в 2006 г.). Другие известные онлайн-банки – Рокетбанк, купленный «ФК Открытие», и Touch Bank «ОТП банка». Чистая прибыль TCS Group (объединяет «Тинькофф банк» и «Тинькофф страхование») за полгода составила 7,6 млрд руб., Touch Bank получил убыток в 828 млн руб. (пересчитано в рубли из венгерских форинтов). В 2016 г. убыток Рокетбанка составил 234 млн руб., говорится в отчетности «ФК Открытие» по МСФО (более свежих данных нет).

Рынок уже сложился, приток новых клиентов довольно ограниченный и поэтому расти можно, разве что отвоевывая долю у конкурентов, считает аналитик Fitch Александр Данилов. В связи с этим плюсы создания отдельного онлайн-банка неочевидны, предупреждает он: это дополнительные расходы и потенциально создание внутреннего конкурента Альфа-банку. «Как мне кажется, привлекать новую аудиторию можно было бы и под брендом «Альфы», предлагая новые продукты и добавляя сервисы к его уже и так довольно хорошему интернет-банку», – заключил Данилов.

Без лишних движений

Петр Авен, член совета директоров Альфа-банка
«Одна из причин нашего успеха – мы вообще не суетимся. Вместе с тем мы смотрим за тем, что происходит, очень внимательно <...> Будут только те банки, где сочетается офлайн и онлайн, только так. Без физического присутствия и общения с народом построить серьезный финансовый институт невозможно <...> Чисто в онлайн-банк я не верю. Сейчас тенденция, что все, включая отношения мужчины и женщины, идет в онлайн, но поверьте мне, все обратно пойдет».
12.01.2017, Гайдаровский форум

Создание digital-банка внутри «Альфа-групп» – это правильная история, полагает управляющий директор Touch Bank Андрей Козляр, но для «Альфы» запуск собственной цифровой платформы в 2017 г. – это «невероятно поздно, особенно учитывая их продвинутость и массу экспериментов недавно закрытой «Альфа-лаборатории». Она, несмотря на все свои разработки, не смогла обеспечить применимость этих инноваций к потребностям офлайнового банка, считает Козляр. По его словам, «рынок digital в России не такой резиновый, как это может показаться <...> но в любом случае конкуренция в digital – это всегда хорошо и правильно, ведь у клиента должен быть выбор». По сути, на рынке мало игроков, специализирующихся исключительно на онлайн-банкинге, на ум приходит от силы 2–3 имени, возражает топ-менеджер банка из первой двадцатки.

Digital-банк – это уже далеко не инновация, а часть стандартного банковского функционала, который в течение 2–3 лет будет внедрен у всех серьезных игроков розничного финансового рынка, рассказывает зампред правления Газпромбанка Олег Ваксман (его банк запустил ГПБ-digital – инкубатор и акселератор стартапов в разных digital-сферах). По его словам, рынок финансовых онлайн-услуг уже достаточно насыщен и конкуренция высокая, в целом российский didgital-рынок – один из самых развитых в мире.

Представитель «Тинькофф банка» на запрос не ответил.