ЦБ обнаружил трейдера, который манипулировал рынком пять лет

Объем одной его сделки доходил до десятков миллионов рублей
С 2011 по 2016 г. трейдер банка «Ак барс» Артем Люлинский совершил 494 операции с акциями на Московской бирже, которые были квалифицированы как манипулирование рынком/ Е. Разумный / Ведомости

Банк России выявил еще один крупный случай манипулирования рынком, рассказал директор департамента ЦБ по противодействию недобросовестным практикам Валерий Лях. С 2011 по 2016 г. трейдер банка «Ак барс» Артем Люлинский совершил 494 операции с акциями на Московской бирже, которые были квалифицированы как манипулирование рынком.

В течение пяти лет Люлинский использовал следующую схему. С личного брокерского счета в одном из крупных профучастников он покупал акции на бирже по рыночным ценам. Затем, по-прежнему как физическое лицо, выставлял заявку на продажу этих бумаг по цене выше рынка. Уже с рабочего счета он покупал по этой цене акции: разница между средней ценой покупки и продажи акций и была доходом трейдера. В результате этих операций он составил 77 млн руб., заявил Лях: «Доход не равен ущербу для "Ак барса". Как правило, из-за таких действий работодателю наносится ущерб в гораздо большем размере, с коэффициентом в 2-3 раза». Впрочем, пока точная сумма ущерба для банка неизвестна.

Таким образом Люлинский торговал акциями 32 компаний, рассказал Лях. Среди этих бумаг - акции «Газпрома», Сбербанка, ВТБ, «Лукойла», «Роснефти», МТС, «Новатэка» и «Мечела». При продаже акций по схеме Люлинского цена бумаг была выше рыночной на 2,5-4%, однако объемы операций были большими и тем самым трейдеру удавалось влиять на рынок, пусть и на небольшое время, рассказал Лях. Размеры сделок доходили до нескольких десятков миллионов рублей, добавил он.

Сделки трейдера «Ак барса» Артема Люлинского заключались на невыгодных для банка условиях, точный размер ущерба от его действий пока уточняется, сообщил представитель банка. Вместе с тем этот ущерб и полученный Люлинским доход от сделок достаточен для того, чтобы рассматривать его действия в рамках уголовного законодательства, добавил он.

Люлинский не в первый раз попадает в поле зрения ЦБ. В июле 2015 г. он совершал операции с акциями «Нижнекамскнефтехима» с использованием инсайдерской информации, однако уволен был только в 2017 г. Материалы для уголовного дела, касающегося манипулирования рынком, ЦБ сейчас передает в Следственный комитет Татарстана. За сделки Люлинскому грозит уголовный срок, констатировал Лях. По его словам, Люлинский начал свою карьеру именно в «Ак барсе», однако это не помешало ему «обобрать» работодателя.

Случай трейдера банка «Ак барс» - второй из крупнейших на российском рынке после того, как ЦБ выявил манипуляции сотрудника Deutsche Bank Юрия Хилова. Начальник отдела торговли акциями Deutsche Хилов и его родственники в 2013-2015 гг. заработали на манипулировании акциями 255 млн руб. Он совершал сделки по счетам клиента Deutsche Bank - лондонского Deutsche Bank London Branch. Хилову помогали родственники - жена Наталья Хилова и ее родители Игорь и Татьяна Новиковы. Сейчас расследование по делу Хилова ведется только с подачи ЦБ - сам Deutsche Bank заявления в правоохранительные органы так и не подал, рассказал Лях.

По словам Ляха, операции Люлинского были выявлены Банком России. Системы контроля «Ак барса» заметили подозрительные операции только после сигнала от ЦБ, который отслеживает все сделки банков в режиме торгов Т+1. «Системы банков могут выявлять подозрительные операции, однако устанавливать случаи манипулирования может только Банк России, потому что только он видит всех контрагентов трейдеров», - объяснил Лях. По его словам, это происходит из-за анонимности фондового рынка. Кроме того, заметил Лях, Люлинский был лишь рядовым трейдером «Ак барса» - а значит, привлекал меньшее внимание регулятора, чем ключевые сотрудники банков.

Как трейдеры поплатились за миллиардные убытки