Фондовый рынок Китая отразил нарастающие проблемы в экономике

Начавшийся «медвежий» тренд связан далеко не только с торговой войной
Mark Schiefelbein / AP

Китайский фондовый индекс Shanghai Composite упал более чем на 20% с пика в конце января, что традиционно считается переходом к медвежьему тренду. Рынок теперь находится на уровне мая 2016 г. Хотя падение котировок в последнее время связывалось с обострением американо-китайских торговых отношений, распродажи начались раньше. Задолго до того как президент США Дональд Трамп решил-таки ввести пошлины на китайский импорт стоимостью $50 млрд, ужесточение кредитной политики, сокращение ликвидности и ухудшение экономических показателей заставили инвесторов избавляться от китайских акций.

Споры вокруг пошлин лишь усугубили ситуацию.

Последний крупный обвал китайского рынка, наблюдавшийся в начале 2016 г., объяснялся заметным ухудшением экономических показателей. В этот раз, по словам аналитиков, сработал целый набор негативных факторов - от приближающейся торговой войны и проблем с зарубежными проектами Китая до сокращения кредитования в экономике и ухода с фондового рынка иностранных инвесторов.

Акции класса А (номинированные в юанях бумаги, торгующиеся на внутреннем рынке) начали показывать худшую динамику еще до объявления о пошлинах, подтверждает Тин Гао, начальник отдела стратегии на рынке акций UBS China: «Акции компаний из таких секторов, как сырье и материалы, промышленность, недвижимость, просели очень сильно: инвесторы закладывают в цены достаточно серьезные проблемы с ростом [экономики]».

Проблемы эти могут объясняться, в частности, ужесточением за последний год денежной политики и банковского регулирования, что ведет к снижению доступности кредитов. Опасения инвесторов, похоже, подтверждаются целой серией дефолтов по корпоративным облигациям в этом году (в прошлом таких случаев были единицы).

«Сегодняшняя ситуация отличается тем, что изменилась регулятивная среда. Ужесточение гораздо сильнее, чем в прошлом, а дни мягкой денежно-кредитной политики прошли», – говорит Николас Чуи, старший инвестиционный управляющий Aberdeen Standard Investments. Так, в рамках борьбы с теневым банковским сектором власти обязали банки учесть многие забалансовые активы. Это привело к сокращению ликвидности и падению кредитования по неофициальным каналам, которое зачастую осуществлялось через компании по управлению активами.

Чтобы смягчить ситуацию, Народный банк Китая в воскресенье объявил о снижении нормы обязательного резервирования для ряда банков, фактически увеличив ликвидность в финансовом секторе примерно на $100 млрд. Однако участники рынка также обратили внимание на резко ускорившееся падение курса юаня: на этой неделе он потерял 1,5% к доллару. Возможно, помимо ответных пошлин в борьбе с США Пекин может сознательно ослаблять юань, чтобы поддержать своих экспортеров и наказать американских импортеров, говорит валютный стратег Nomura Билал Хафиз. Однако и он, и другие аналитики отмечают, что цена такого шага может оказаться слишком высокой, спровоцировав уход инвесторов с китайских рынков и отток капитала. Девальвация юаня сильнее ударит по китайской экономике, чем по американской и спровоцирует критику со стороны других стран – торговых партнеров Китая, считает Джефф Ю из UBS Wealth Management. А США могут еще больше повысить пошлины, чтобы компенсировать эффект от снижения юаня.

Китайский фондовый рынок падает несмотря на то, что в конце мая индексный провайдер MSCI включил 234 компании с листингом на материковых биржах в индекс развивающихся рынков MSCI Emerging Markets. Многие считали это значимым шагом на пути открытия китайского рынка для иностранных инвесторов. Однако эффект сошел на нет, отмечают аналитики. «Ожидалось, что крупные индексные фонды будут покупать китайские акции в преддверии их включения в индекс. А теперь этих крупных покупателей на рынке нет», – говорит Артур Квон, начальник отдела фондовых рынков Азиатско-Тихоокеанского региона BNP Paribas Asset Management. По его мнению, уход индекса Shanghai Composite на медвежью территорию объясняется совокупностью факторов. Даже проблемы с реализацией международного инфраструктурного проекта Китая «Один пояс, один путь» создали у инвесторов негативное отношение к китайским акциям, добавляет Квон.

Из-за сильного падения котировок на Шанхайской бирже, где присутствуют в основном розничные инвесторы, акции класса А теперь торгуются со значительным дисконтом к китайским акциям, обращающимся в Гонконге. Поэтому теперь возможен отскок, если трейдеры решат, что рынок перепродан. Долгосрочных инвесторов на внутреннем китайском рынке немного, поэтому он так сильно реагирует на краткосрочные новости, говорит Стюарт Рэй, директор по инвестициям на азиатско-тихоокеанских фондовых рынках AllianceBernstein. «Темпы роста корпоративных прибылей сильно не изменились, однако акции подешевели», – отмечает он.

Перевел Михаил Оверченко