Чем опасны новые санкции США

Российским госбанкам станет труднее работать, а Минфину – занимать для покрытия дефицита
Конгресс США готовит санкционное поручение для президента / Kevin Lamarque / Reuters

Главное в списке санкций – запрет на покупку нового российского госдолга и на операции с долларом для российских госбанков.

Законопроект отсылает к закону о чрезвычайных международных экономических полномочиях (International Emergency Economic Powers Act, IEEPA, принят в 1977 г., позволяет вводить санкции против государств) и предлагает президенту США блокировать все сделки финансовых организаций из списка, если их имущество находится в США, попадает в США, принадлежит или находится под контролем гражданина США. В списке – Сбербанк, ВТБ, Банк Москвы, Газпромбанк, Россельхозбанк, Промсвязьбанк и ВЭБ.

«По сути, это значит, что один или несколько российских госбанков должны быть внесены в список SDN (Specially Designated Nationals List – список лиц, чьи активы подлежат заморозке и кому нельзя вести бизнес с США. – «Ведомости»), – говорит партнер Tertychny Agabalyan Иван Тертычный. – Санкции по IEEPA применяются к российским компаниям и гражданам с 2014 г. Президенту фактически поручают применить санкции вновь: это блокирование операций в долларах, запрет для американских лиц работать с компаниями из списка. А это прежде всего отключение от международных платежных систем».

Законопроект предусматривает ограничения для российских госбанков, но формально они не включаются в SDN-список, считает партнер Herbert Smith Freehills Алексей Панич: «С компаниями из списка SDN запрещены любые контакты. Если бы эти банки попали в SDN-список, можно было бы говорить, учитывая роль госбанков в России, что вся банковская система попала в список SDN. Здесь указано, что именно блокируется, – в частности, операции российских госбанков на территории США». Но, продолжает Панич, если санкции будут введены в таком виде, по факту ситуация может мало отличаться от попадания в список SDN: американские контрагенты скорее всего будут просто отказываться работать с банками из списка.

Президент имеет полномочия включать организацию в список SDN, разъясняет Олег Колотилов из «Кульков, Колотилов и партнеры».

Но с большой долей вероятности российские банки все-таки попадут в список SDN, продолжает Колотилов: как указано в документе, президент должен будет включить их в течение 90 дней после принятия закона. «Другой вопрос, что он может выбирать, какие именно банки включать из списка в законопроекте», – говорит он.

Сейчас российские госбанки находятся под секторальными санкциями, которые ограничивают их возможность привлечения финансирования в США. Министр финансов Антон Силуанов уверял, что расширение санкций на российские госдолг и госбанки неприятно, но не смертельно.

Законопроект также предлагает президенту запретить американцам транзакции с новым российским госдолгом сроком обращения более 14 дней: любыми бумагами ЦБ, фонда национального благосостояния, казначейства, их агентов или аффилированных лиц. В перечень включены и долги госбанков. Президенту США, кроме того, дано право определять, какой российский долг отнести к суверенному, и тогда он тоже попадет под ограничения. Все эти ограничения распространяются на долг, выпущенный через 180 дней после вступления закона в силу.

По данным ЦБ на 1 июля, нерезиденты держат 28,2% ОФЗ, это 1,982 трлн руб. Но в августе был отток и вряд ли у иностранных инвесторов осталось более 1,8 трлн руб., оценивает директор аналитического департамента «Локо-инвеста» Кирилл Тремасов и напоминает, что в этом году чистые заимствования Минфина – 1,044 трлн руб., а план на следующий – 1,475 трлн. Занять столько без нерезидентов очень сложно, говорит Тремасов, особенно если нерезиденты продолжат выходить из старых бумаг. Отток нерезидентов из ОФЗ начался в апреле, когда были введены санкции против UC Rusal, из-за них произошла и переоценка этого долга. Незаменимо участие нерезидентов в длинных бумагах (с погашением, например, в 2034 г.), считает Тремасов: в отдельных выпусках их доля доходит до 70%.

«Изменений в программу заимствований не вносим, все остается как было, мы исходим из того, что институциональные инвесторы, консервативные инвесторы не спешат распродавать активы и будут держать бумаги до погашения», – сказал «Ведомостям» замминистра финансов Сергей Сторчак.

Вложения в ОФЗ наращивают банки и негосударственные пенсионные фонды, знает Тремасов, теоретически Минфину может и не потребоваться сокращать программу займов: структурный профицит ликвидности – 3,5–4 трлн руб.

Представитель Минфина указывает, что вложения внутренних инвесторов в российский госдолг растут, они замещают в ОФЗ иностранных инвесторов. Он подтверждает, что вложения в ОФЗ постепенно наращивают пенсионные фонды, чему способствует политика ЦБ по минимизации рисков инвестирования пенсионных средств.

Еще Крым и Сирия

Законопроект также предполагает, что президент США должен немедленно призвать правительство России вернуть Крым и прекратить поддержку сепаратистских движений на востоке Украины, в Молдавии и Грузии, а также режима Башара Асада в Сирии. Кроме того, законопроект называет верными выводы американских спецслужб о том, что Россия вмешивалась и продолжает вмешиваться в демократические процессы в США. Поэтому он предполагает введение санкций против любых лиц и финансовых организаций, которые совершают значительные транзакции с лицами, способными поддерживать недобросовестную киберактивность. Помимо этого не позднее чем через 180 дней после вступления законопроекта в силу директор национальной разведки должен представить конгрессу детальный отчет о личном состоянии и активах президента России Владимира Путина и членов его семьи. Президент США должен будет ввести санкции против лиц, которые заведомо после вступления в силу этого законопроекта продавали или предоставляли товары, услуги, технологии, финансирование или поддержку, которые значительно бы помогли России добывать свои нефтяные ресурсы. Но это не касается проектов, которые были начаты до вступления законопроекта в силу.

Сокращение программы заимствований во многом зависит от сырьевой конъюнктуры, есть вариант с повышением цены отсечения в бюджетном правиле – т. е. замещением средств нерезидентов нефтяными доходами, говорит главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова: при высоких ценах на нефть выход нерезидентов не создаст проблем. Но это оптимистический сценарий, предупреждает она.

Главное последствие ухода нерезидентов из госдолга – рост процентных ставок и увеличение расходов на обслуживание, говорит Тремасов: в 2019 г. на обслуживание госдолга заложено 884 млрд руб., с учетом санкций в перспективе 2–3 лет расходы на обслуживание могут превысить 1 трлн руб. Из-за роста процентных ставок и ставок кредита в экономике возрастет стоимость ресурсов, предупреждает Тремасов.

Законопроект внесла группа влиятельных сенаторов – и республиканцев, и демократов. Документ направлен на внутриамериканскую аудиторию и демонстрирует избирателям (перед ноябрьскими выборами в конгресс), что у партий есть консенсус: никакое вмешательство в выборы не будет оставлено без ответа, объяснял «Ведомостям» президент агентства «Евразийские стратегии МГИМО консалтинг» Андрей Сушенцов.

Приближающиеся выборы в конгресс шансы на принятие закона только увеличивают, полагает руководитель холдинга «Минченко консалтинг» Евгений Минченко: «Потому что они [демократы и республиканцы] перекидывают друг другу, как горячую картошку, тему связей с русскими – президент США Дональд Трамп говорит, что русские на самом деле играли с демократами (демократы обвиняют в связях с русскими Трампа. – «Ведомости»)». Высоки шансы, что закон будет принят именно в таком жестком виде, в каком внесен, считает эксперт: «Я не очень понимаю, кто бы мог его смягчить».

Представители авторов законопроекта и Управления по контролю над иностранными активами минфина США (OFAC, в том числе отвечает за санкции) не ответили на запросы «Ведомостей».

Представитель Сбербанка от комментариев отказался. Представители других банков из списка не ответили на вопросы «Ведомостей».