США борются с российскими деньгами на Кипре

Меры против отмывания ужесточаются на острове вслед за странами Балтии
Центробанк Кипра закрыл сотни компаний-пустышек и потребовал от банков лично беседовать с вкладчиками/ Simon Dawson/Bloomberg via Getty Images

Солнечный Кипр давно стал финансовой гаванью для богатых россиян. По данным Банка России, в 2017 г. остров был лидером по притоку прямых иностранных инвестиций из России ($21,35 млрд; у занявшей второе место Австрии – всего $6,74 млрд). Но теперь США хотят остановить поток денег, которые, по их утверждению, через Европу отмывают люди, близкие к президенту Владимиру Путину.

Горячая точка экономической войны

Эта кампания началась в Страстную пятницу 6 апреля, когда США ввели санкции против нескольких российских миллиардеров и топ-менеджеров госкомпаний. Руководители Bank of Cyprus были в церкви, когда узнали, что его крупнейший акционер Виктор Вексельберг попал в санкционный список. Они тут же собрались, чтобы написать ему письмо о необходимости вывести деньги из банка. «Между США и Россией идет своего рода экономическая война, а столкновения в таких войнах случаются там, где встречаются две стороны. Они встретились на Кипре», – сказал The Wall Street Journal гендиректор Bank of Cyprus Джон Хурикан.

События на Кипре позволяют понять, как правительство США оказывает давление на российских олигархов с целью ослабить Путина. Отказаться от работы с богатыми российскими клиентами они требуют и от некоторых других стран на периферии Евросоюза, включая Мальту и Латвию. Но самое большое давление оказывается на Кипр.

В начале мая, вскоре после расширения санкций против России, помощник министра финансов США по борьбе с финансированием терроризма Маршалл Биллингсли встретился с регуляторами Кипра и показал им список богатых россиян, против которых тоже могут быть введены санкции. Он также упомянул латвийский ABLV Bank, который в феврале закрылся из-за обвинений США в отмывании денег из России. «Вы видели, что произошло в Латвии? – спросил Биллингсли. – Вряд ли вы хотите, чтобы здесь случилось нечто похожее».

«Попробуйте!» – огрызнулся один из кипрских чиновников.

Действия США не нравятся не только кипрским политикам. Жители острова хорошо относятся к России, а банкиры считают такое пристальное внимание несправедливым. «[США] выбрали Кипр, потому что мы маленькая страна, – утверждает Мариос Скандалис, отвечающий за соблюдение регулирующих норм в Bank of Cyprus. – Почему они не выбрали Лондон или Германию?»

«Глупое» спасение банков

Кипр десятилетиями был одним из главных направлений для вывода средств из России. В том числе благодаря этому к 2010 г. общий размер вкладов в кипрских банках в пять раз превышал ВВП, уступая по этому показателю лишь Люксембургу.

В 2013 г. банковский сектор Кипра стал жертвой долгового кризиса в еврозоне. Правительство попросило помощь у ЕС и МВФ, взамен согласившись уменьшить зависимость банковского сектора от иностранцев. Но поскольку крупные депозиты сверх страховой суммы были конвертированы в акции, у банков в результате оказались российские акционеры. «Конвертация депозитов в акции была глупостью. Чтобы избавиться от российских денег, банки отдали россиянам», – говорит один банкир.

Среди них был бывший офицер КГБ и экс-гендиректор «Норильского никеля» Владимир Стржалковский, который вошел в совет директоров Bank of Cyprus. Примерно в то же время американский инвестор Уилбур Росс, ныне министр торговли США, приобрел 15% акций банка и стал заместителем председателя совета директоров. Но они недолго проработали вместе. В 2015 г. Росс узнал, что Стржалковский пытался приобрести отель, служивший обеспечением по одному из проблемных кредитов банка. Также Стржалковский якобы просил банк сотрудничать с рекламным агентством, которое ему принадлежало в России. Росс пожаловался европейским регуляторам во Франкфурте и добился ухода Стржалковского из совета директоров.

Росс покинул Bank of Cyprus в 2017 г., чтобы занять пост министра торговли. Но с тех пор давление США только возросло, утверждают банкиры. «Они не могут приказать Кипру избавиться от всех счетов российских клиентов, поэтому говорят: это наверняка отмывание денег, раз все они так богаты», – говорит лауреат Нобелевской премии по экономике Кристофер Писсаридес, член советов директоров нескольких кипрских банков.

Ужесточение норм

Центробанк Кипра закрыл сотни компаний-пустышек и потребовал от банков лично беседовать с вкладчиками. Российских клиентов просят предоставить документы, что они отчитались в российской налоговой службе о контролируемых ими иностранных компаниях. Посредников отстраняют от участия в процессе, поскольку банки стремятся установить истинных владельцев работающих с ними компаний.

Десятки тысяч клиентов получили от банков извещения о закрытии счетов, так как они не соответствуют новым критериям. Среди них бывший руководитель предвыборной кампании президента США Дональда Трампа Пол Манафорт, который отказался отвечать на вопросы о происхождении своих денег.

Банковских вкладов на Кипре стало меньше, но они все равно в два с лишним раза превышают ВВП. Некоторые российские крупные бизнесмены по-прежнему ведут бизнес на Кипре, хотя Bank of Cyprus, по его утверждению, пристально следит за ними. В Лимассоле на побережье стоят многоэтажные здания с элитными апартаментами, многие из которых принадлежат московским бизнесменам. Они могут получить гражданство Кипра, например, купив на острове недвижимость стоимостью более 2 млн евро.

«Россия построила эту экономику, – говорит банкир, недовольный требованиями разорвать отношения с лучшими клиентами. – Не можем же мы снова выращивать огурцы».

Перевел Алексей Невельский