Китайские банки начали сканировать мимику заемщиков

Новая технология призвана бороться с мошенниками
В Ping An утверждают, что сократили убытки от выдачи кредитов на 60% благодаря технологии, анализирующей выражение лиц заемщиков/ Bobby Yip / Reuters

Для выявления мошенников китайские банки начали применять технологию, анализирующую выражение лиц потенциальных заемщиков. Кредиторы надеются, что технология, позволяющая с помощью камер смартфонов зафиксировать еле заметные мимические движения, поможет им распознать, когда люди лгут, говоря о целях получения займа.

Эту технологию разработал и начал использовать при рассмотрении заявок на кредиты финансовый конгломерат Ping An. Западные кредитные организации пока не используют ее из-за беспокойства по поводу надежности и этичности, поэтому одними из первых в мире ее стали применять именно китайские банки.

Технология Ping An способна определять 54 еле уловимых непроизвольных изменения черт лица, которые часто проявляются до того, как мозг успевает взять выражение лица под контроль. Это, например, движения глазных яблок и быстрое моргание. Зачастую эти движения длятся лишь сотые доли секунды. Сотрудники Ping An принимают решение о выдаче займа, опираясь не только на эту технологию. Но если она выявит что-то подозрительное, в отношении клиента проводится дополнительная проверка.

«Мы сократили убытки от выдачи кредитов на 60% благодаря этой технологии. Она точнее других подходов выявления мошенничества», — утверждает Ли Юаньсион, заместитель гендиректора Ping An.

Эта технология работает как детектор лжи, анализируя выражение лиц людей во время ответов на вопросы, отмечает Ки Сунь-Туань, директор по информационным технологиям банка Standard Chartered в Китае. Кроме того, технология позволяет банкам оценивать кредитные риски удаленно. То есть они смогут выдавать займы даже там, где у них нет физического присутствия. Это важно для того же Standard Chartered, у которого в Китае всего лишь немногим более 100 отделений. «Мы тестируем эту технологию, которая может позволить нам обслуживать больше клиентов путем удаленного кредитования, не создавая широкую сеть отделений», – говорит Ки.

Но такой подход нравится не всем. Исследования показывают, что подобные системы не всегда правильно определяют обман, отмечает Хусейн Кашшаи, чья компания Onfido занимается распознаванием лиц. «Даже если их надежность будет доказана, останутся серьезные этические вопросы по поводу их использования, – говорит он. – Например, подобную систему, видимо, нужно использовать без ведома клиентов. Как тогда быть с их информированным согласием?». Учитывая новое законодательство ЕС о защите данных, кредиторам будет трудно объяснить, почему они отклонили заявку на кредит, добавляет Кашшаи.

Ping An сделала инвестиции в технологии приоритетом, вкладывая в них 1% от годовой выручки. Всего за последние 10 лет она инвестировала в них около $7,2 млрд, а занимаются этим 23 000 сотрудников и 500 экспертов по большим данным. «Ping An использует многие данные с согласия клиентов», – утверждает Ли.

Перевел Алексей Невельский