На рынке ОСАГО сменился лидер

«Альфастрахование» по итогам 10 месяцев обогнало «РЕСО-гарантию»
«Альфастрахование» по итогам 10 месяцев обогнало «РЕСО-гарантию»/ Евгений Разумный / Ведомости

«Альфастрахование» за десять месяцев 2018 г. продало полисов ОСАГО на 29,3 млрд руб., следует из данных Российского союза автостраховщиков (РСА). Это больше 28,6 млрд руб., полученных «РЕСО-гарантией», до этого момента лидировавшей по сборам.

«РЕСО-гарантия» стала лидером рынка ОСАГО после того, как «Росгосстрах» стал сокращать этот бизнес, на котором потерял десятки миллиардов рублей. По итогам 2017 г. «РЕСО-гарантия» продала больше всех полисов и собрала больше всех премий. Доля «РЕСО-гарантии» в ОСАГО с начала 2016 г. только росла, но в первой половине 2018 г. начала немного снижаться, говорила «Ведомостям» директор страховой аналитической группы Fitch Анастасия Литвинова.

Безоговорочным лидером она перестала быть уже по итогам первого полугодия. Тогда «РЕСО-гарантия» собрала больше всех взносов, но по числу проданных полисов уступила «Альфастрахованию». Теперь, по итогам десяти месяцев, «Альфастрахование» стало абсолютным лидером: компания продала 4,9 млн полисов ОСАГО против 4,2 млн у «РЕСО-гарантии».

«Альфастрахование» делает все для того, чтобы покупка, владение полисами ОСАГО и урегулирование убытков были максимально удобными и комфортными для всех, передал «Ведомостям» через представителя гендиректор компании Владимир Скворцов. Он говорит, что комбинированный коэффициент убыточности по ОСАГО находится в коридоре 98,5% – больше 100% последний год.

«РЕСО-гарантия» «спокойно» относится к потере лидерства в ОСАГО, говорит заместитель гендиректора компании Игорь Иванов. «Лидерство в ОСАГО для нас не самоцель. ОСАГО – продукт с высокой убыточностью. Гораздо важнее получение положительного результата и обеспечение доступности полисов для клиентов, чем доля рынка», – считает он.

«Альфастрахование» единственное из крупных страховщиков с начала этого года агрессивно наращивает продажи в ОСАГО. За первое полугодие его сборы составили 15,1 млрд руб. – в два с лишним раза больше, чем годом ранее, свидетельствуют данные ЦБ. Сборы «РЕСО-гарантии» за это время выросли всего на 0,9% до 17,2 млрд руб. Другие крупные страховщики ОСАГО, напротив, сокращали присутствие на этом проблемном рынке. Сборы «Ингосстраха» упали на 23% до 9,5 млрд руб., ВСК – на 7,3% до 9,4 млрд руб., «Росгосстрах» сократил сборы за первое полугодие почти в 2,5 раза до 9,1 млрд руб.

«РЕСО-гарантия» в конце октября снизила цены на полисы в 21 городе, рассказывал на днях «Ведомостям» заместитель гендиректора компании Игорь Иванов. Цены на ОСАГО с 25 октября снижены в Москве и с 27 октября еще в 20 городах, 19 из них – региональные центры в европейской части России и Сибири, в том числе семь городов-миллионников (Казань, Красноярск, Нижний Новгород, Омск, Ростов-на-Дону, Самара, Уфа) и Сургут. «РЕСО-гарантия» снизила тариф всего на 4–8%, то есть примерно на 270–545 руб.

Средняя стоимость полиса ОСАГО у «РЕСО-гарантии», несмотря на снижение тарифа, остается одной из самых высоких в России и максимальной среди топ-10 участников рынка ОСАГО по сборам. Согласно данным РСА, за десять месяцев «РЕСО-гарантия» продавала полисы в среднем за 6824 руб., а новый лидер, «Альфастрахование», – за 5885 руб.

В целом за десять месяцев страховщики собрали по ОСАГО 187,3 млрд руб. – столько же, как и годом ранее. При этом выплаты сократились на 25% до 116,75 млрд руб. Средняя выплата упала на 14% до 66 257 руб.

Средняя стоимость полиса ОСАГО продолжает снижаться, отмечает президент РСА Игорь Юргенс. С начала года она упала с 5813 до 5705 руб. Юргенс считает это результатом конкуренции между страховыми компаниями.

По лидерам в ОСАГО система нормальная, но в отношении некоторых страховых компаний проводится надзорная работа, в том числе из-за сильного роста их продаж, сказал в четверг директор департамента страхового рынка ЦБ Филипп Габуния. «Как триггер просто большой рост является основанием для того, чтобы посмотреть (компанию. – "Ведомости"). Это совершенно не означает, что что-то обязательно есть плохое, что должны следовать какие-то меры», — сказал он.

Скворцов говорит, что ЦБ давно знает о позиции компании на рынке ОСАГО, находится в плотном и постоянном общении с компанией.