ЦБ и «Ростелеком» поедут в регионы агитировать за свою биометрию

Они попытаются доказать состоятельность системы местным журналистам и банкам
Банки обязаны присоединиться к ЕБС/ Наталья Селиверстова / РИА Новости

В первой половине 2019 г. Центробанк проведет информационную кампанию в поддержку Единой биометрической системы (ЕБС), чтобы объяснить ее преимущества, сообщила зампред ЦБ Ольга Скоробогатова в интервью «Ведомостям». Сотрудники ЦБ и «Ростелекома» проведут в регионах встречи с представителями региональных СМИ, местных банков и отделений федеральных банков, подтвердил представитель «Ростелекома» Андрей Поляков. Цель – через СМИ рассказать людям об удаленной идентификации, а банкам разъяснить, как оптимизировать процессы регистрации и последующей удаленной идентификации клиентов, говорит представитель ЦБ. Встречи планируются в Краснодаре, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Новосибирске и Владивостоке, перечислил он.

ЕБС начала работать летом 2018 г.: она позволяет россиянам, сдавшим биометрию – изображение лица и слепок голоса – в одном банке, удаленно обслуживаться и в любом другом. Банки обязаны к ней присоединиться.

В ноябре 2018 г. территориальные подразделения Центробанка опрашивали банки и их филиалы о реальной степени готовности к сбору биометрии, писал тогда «Коммерсантъ».

Платформы национального значения предоставляют возможности и равный доступ всем участникам финансового рынка, а не одному, объясняла Скоробогатова в интервью «Ведомостям». ЕБС начала работать именно на уровне государства – и это абсолютно правильное решение, уверена она. «Частные системы для внутренних целей банка могут развиваться, – допускает зампред Центробанка, – мы никогда не говорили, что их не должно быть».

Собственную биометрическую систему форсированно развивает, например, Сбербанк. По словам президента этого банка Германа Грефа, к декабрю собраны миллионы образцов биометрических данных клиентов.

О подключении к ЕБС Сбербанк объявил лишь 11 января. Но, как констатировали корреспонденты «Ведомостей» спустя несколько дней после этого объявления, в некоторых отделениях Сбербанка, обязанных, по данным ЦБ, регистрировать в ЕБС, сдать биометрию можно было только во внутреннюю систему Сбербанка.

Также в январе Греф на ежегодном международном Гайдаровском форуме призывал не создавать государственных монополий на рынке новых технологий, в том числе цифровых экосистем.

Кроме биометрии ЦБ и Сбербанк (в нем ЦБ принадлежит 50% плюс 1 акция) активно конкурируют за развитие и других технологий: в прошлом году они спорили, кому отвечать за IT-безопасность в программе «Цифровая экономика», а в этом году ЦБ запустил систему быстрых платежей, тогда как у Сбербанка уже значительное время работает собственная система денежных переводов с карты на карту, в том числе по номеру телефона.

Некоторые другие банки – участники ЕБС поддерживают идею информационной кампании ЦБ для пропаганды ЕБС. Участвовать в ней планирует Альфа-банк, заявил его представитель, сроки и форматы мероприятий пока прорабатываются. В популяризации ЕБС участвует и планирует продолжать участвовать Росбанк, заверил его представитель: после запуска системы Росбанк доносил информацию о ней через спецпроекты с блогерами, журналистами, через прямые линии банковских сотрудников в соцсетях и через совместные с «Ростелекомом» мероприятия для журналистов в регионах.

Мероприятия с журналистами в регионах проводил в прошлом году и «Почта банк», сообщил его представитель.

Несмотря на обилие различных дистанционных инструментов общения, поездка с живыми выступлениями имеет большой практический смысл, подтверждает владелец коммуникационного агентства SPRQL Илья Фабричников. Удаленное общение, такие инструменты, как презентации, пособия и инфографика, хороши для поддержания информированности в такой сложной теме, как биометрия, уверен он. На начальном этапе важно в деталях разъяснить контрагентам суть проекта, продолжает Фабричников, а для этого личное общение незаменимо: человек лучше воспринимает живую речь, беседу, простые тезисы, рассказанные живым человеческим языком, – лучше воспринимается информация, можно уточнять, можно пообщаться с экспертами, установить личные контакты.

Представитель Сбербанка не ответил на запрос.