ЦБ в разы удешевит прием безналичных платежей

Регулятор раскрыл будущие тарифы за оплату покупок по QR-кодам
Андрей Гордеев / Ведомости

Участники рынка предложили установить для торговых точек тариф за прием платежей по QR-кодам от 0,2 до 0,7% от суммы операции. Об этом рассказала курирующая проект первый зампред ЦБ Ольга Скоробогатова телеканалу «Россия 24». Это в несколько раз меньше, чем сейчас бизнес платит за прием карт.

В сентябре ЦБ планирует запустить в своей Системе быстрых платежей (СБП) переводы от физических лиц в пользу компаний для оплаты товаров и услуг. Заплатить за покупки в магазине с помощью СБП можно будет, сканировав QR-код торговой точки – бумажную наклейку с номером счета торговца – через мобильное приложение банка. Покупателю надо будет ввести в приложении сумму, и его банк спишет с его счета деньги и через СБП переведет в банк-владелец счета магазина. QR-код может быть динамическим, тогда сумму можно будет не вбивать вручную. Самые известные в мире сервисы приема безналичных по QR-кодам – китайские WeChat Pay и Alipay.

Пока СБП позволяет людям переводить друг другу деньги со счета на счет в разных банках по номеру телефона.

Оплата товаров через СБП – альтернатива расчетов банковскими картами. Торговые точки давно жалуются на дороговизну их приема, для них он стоит 1–3% от суммы операции (данные Ассоциации компаний розничной торговли, АКОРТ). По задумке ЦБ, оплата товаров и услуг через СБП, оператором которой является Центробанк, должна разрушить монополию на прием карт (эквайринг) и уменьшить стоимость услуги. Сейчас около 70% терминалов для приема карт в магазинах принадлежат Сбербанку.

Организуя прием карточных платежей, банки несут затраты на инфраструктуру: на POS-терминалы, банкоматы, выпуск карт, перечисляет Скоробогатова в интервью «России 24», а в СБП их затраты будут гораздо меньше. Для банков переводы в СБП стоят от 0,5 до 3 руб. (платит как банк отправителя платежа, так и банк получателя), напомнила Скоробогатова.

По ее мнению, платежи не должны быть источником сверхприбыли для банков. Согласно принятому в июле закону, ЦБ сможет устанавливать максимум, который банки смогут брать со своих клиентов при проведении операций через СБП.

Стоимость услуги для торговых точек будет в пределах 0,2–0,7%, обещает Скоробагатова, а сколько именно – будет зависеть от типа товаров и услуг. Нижняя граница тарифа даже меньше, чем мог рассчитывать ритейл. Президент АКОРТ Сергей Беляков на днях говорил ТАСС, что максимальная ставка, при которой сетям было бы экономически целесообразно использовать СБП, 0,4%.

Изначально ЦБ предлагал установить именно такой тариф. Банки были резко против. «Если в первом случае [с переводами в СБП между физлицами] это вопрос демонополизации одного игрока, то во втором случае [c2b], и я это сказал председателю ЦБ Эльвире Набиуллиной, они забирают экономику у всех банков, особенно у маленьких. – говорил «Ведомостям» совладелец «Тинькофф банка» Олег Тиньков. <...> Бенефициарами будут ритейлеры, вот и все. Они вам на телевизор цены не снизят, не волнуйтесь. За счет банков свою экономику сейчас улучшат ритейлеры, а потребителю ничего не достанется». Потеряв доходы, банки не смогут давать такие, как сейчас, кэшбэки и другие разновидности бонусов по программам лояльности, говорил ТАСС главный управляющий директор Альфа-банка Владимир Верхошинский: «То есть если проиграют банки – проиграют и клиенты. Зачем это нужно регулятору, я не понимаю. По факту вырастут только доходы розничных сетей».

Были большие споры, что QR заменит эквайринг, но, по словам Скоробогатовой, опыт других стран показывает, что запуск систем быстрых платежей приводит к росту безналичных расчетов. Ранее она говорила в интервью «Ведомостям», что ЦБ видит, что в каких-то странах p2p- и p2b-переводы (от физлица юрлицу. – «Ведомости») занимают большую долю в безналичной оплате, чем карты. «Я думаю, что p2p победит карточные транзакции на горизонте 5–7 лет», – указывала она.