Citi: золото может подорожать до $2000 за унцию

Рост цены подпитывают действия центробанков и стремление инвесторов застраховаться от политических и экономических рисков
Андрей Гордеев / Ведомости

Цены на золото будут расти и достигнут «нового максимума в ближайшие год-два», пишут в отчете аналитики Citi. Этим максимумом, по их мнению, может стать $2000 за унцию. Интерес к металлу растет из-за денежной политики одних центробанков (ФРС и ЕЦБ готовятся снизить процентные ставки и, возможно, возобновить программы денежного стимулирования), скупки золота другими центробанками, прежде всего развивающихся стран, а также проблем мировой экономики. Неопределенности добавят президентские выборы в США в 2020 г. вкупе с риском замедления экономики страны, растущей уже более 10 лет подряд, считают в Citi. В Великобритании, по последним данным, вложения в золотые биржевые фонды (ETF) уже достигли рекорда из-за неспособности страны договориться об условиях выхода из Евросоюза и политического кризиса.

Предыдущего пика в $1921 золото достигло в сентябре 2011 г. Этим летом цены вышли из длительного бокового тренда, пробив уровень $1365–1385, ограничивавший их рост в течение шести лет, и взлетели до $1557 за унцию 4 сентября. Во вторник к 18.00 мск унция стоила $1494,4; с начала года она подорожала на 17%.

Ралли на рынке золота в этом году во многом объясняется неожиданным изменением в январе денежной политики ФРС, которая заявила о прекращении повышения процентных ставок, считает Джеймс Стил, главный аналитик по рынку драгоценных металлов HSBC. В июле ФРС опустила базовую ставку на 0,25 процентного пункта, в сентябре ожидается аналогичное снижение, а рынок заложил в цены смягчение денежной политики на год вперед, цитирует Стила Financial Times. ЕЦБ тоже пообещал в сентябре новые меры денежного стимулирования экономики, от него ждут и снижения ставок (по депозитам ЕЦБ она уже -0,4%, ставка рефинансирования – 0%). Покупать золото «нужно на любых уровнях», потому что ведущие центробанки снова пытаются смягчить денежную политику, заявил в конце августа легендарный инвестор Марк Мобиус: «Долгосрочные перспективы золота – верх, вверх и вверх. Я говорю это потому, что денежное предложение [идет] верх, вверх и вверх».

«Золото – страховка от неопределенности, но, возможно, самое главное – от худших намерений правительств обесценить свои валюты», – полагает Йон Триси, издатель инвестиционного бюллетеня Fuller Treacy Money. Никто сегодня не хочет сильной валюты, отмечает он, и после неоднократных заявлений Дональда Трампа о вреде сильного доллара для экономики США на рынках уже рассуждают о возможности интервенций для его девальвации.

Подобный сценарий заставляет увеличивать вложения в золото как центробанки развивающихся стран, так и инвесторов. В 2018 г. совокупный спрос центробанков оказался максимальным с 1971 г. – в частности рекордные 274,3 т золота приобрела Россия, по данным Всемирного золотого совета (WGC). В первом полугодии 2019 г. мировые центробанки купили рекордные 374,1 т золота, среди лидеров были ЦБ Китая, России, Польши. Резервы золота Народного банка Китая (НБК) составили в августе 62,45 млн унций против 59,24 млн в прошлом ноябре, сообщил он в выходные. Это лишь 2,7% его золотовалютных резервов, превышающих $3 трлн. Резервы НБК столь велики, что на их диверсификацию с увеличением доли золота уйдут десятилетия, считает Бернард Дахдах, сырьевой аналитик Natixis.

Ликвидность рынка золота и отсутствие риска дефолта привлекают центробанки развивающихся стран, к тому же некоторые из них стали проводить очевидную политику дедолларизации, говорит Элистер Хьюитт, руководитель по рыночной аналитике WGC.

Развивающиеся страны не могут полагаться на доллар в качестве защиты от нестабильности валютного курса, объяснил WGC Дуввури Суббарао, который возглавил Резервный банк Индии в начале сентября 2008 г. Разразившийся через неделю мировой финансовый кризис и нетрадиционная политика ФРС, опускавшей ставки до нуля, заставила индийский ЦБ постоянно принимать антикризисные меры. «Золото позволяет диверсифицировать риски, это страховка не только от финансового, но и от политического риска. Это также средство сохранения стоимости в долгосрочной перспективе», – уверен Суббарао.

Инвесторы страхуются от рисков, увеличивая вложения в биржевые фонды, обеспеченные физическим золотом. Количество золота в них выросло в этом году на 292,2 т до 2733 т, что лишь на 2% меньше исторического максимума в 2791 т, зафиксированного в конце 2012 г., когда золото стоило около $1665, по данным WGC на конец августа. В Европе вложения в золотые ETF росли в этом году каждый месяц, за исключением апреля, а в Великобритании достигли в августе рекордных 577 т (21% всех золотых ETF в мире).

Аналитики Capital Economics скептично оценивают перспективы золота, ожидая, что цена упадет до $1350 к концу 2020 г., «когда станет ясно, что денежные стимулы в США и других странах не будут реализованы в тех масштабах, в каких ожидают инвесторы». Цены на золото и серебро очень сильно выросли в последние месяцы, поэтому сейчас можно ожидать стабилизации рынка, после которой рост цен продолжится, полагает Триси.