Финансовый омбудсмен заявил о незаконности комиссий МФО за выдачу кредитов

Треть жалоб финомбудсмену на МФО приходится на незаконные комиссии
Андрей Гордеев / Ведомости

Микрофинансовые организации (МФО) устанавливают незаконные комиссии за перевод или выдачу кредитных средств – на подобные нарушения приходится треть от всех жалоб граждан на МФО. Об этом «Ведомостям» сообщили в пресс-службе главного финомбудсмена Юрия Воронина, уточнив, что в подобных спорах финансовые уполномоченные всегда принимают решения в пользу потребителей.

Из обращений потребителей к финомбудсмену следует, что при оформлении займа многие МФО в договоре прописывают способы выдачи займа и взимают определенную сумму за перевод средств на карту или выдачу займа другими способами. Размер подобного сбора может быть фиксированным или исчисляться в процентах от суммы займа (до 3,5%). Учитывая, что размер комиссии незначителен, потребители обычно соглашаются с подобными тратами. Но многие даже не знают, что это незаконно, подчеркивает омбудсмен.

«В случаях, когда взимается комиссия за выдачу займа, МФО поясняют, что такие действия являются дополнительными услугами, которые должны оплачиваться клиентами отдельно. Однако при предоставлении займа действие кредитора по выдаче займа является его прямой обязанностью, стандартным действием, без которого кредитор не смог бы исполнить договор займа», – объясняет Воронин. Незаконность такой практики подтверждается и судами, отмечает он.

Распространенность таких нарушений обусловлена тем, что многие люди, обращающиеся за займами в МФО, не обладают должным уровнем правовой грамотности, считает Владимир Шалаев, старший юрист BMS Law Firm. «Либо, даже понимая незаконность комиссии, потребитель вынужден согласиться на нее, не имея других вариантов получения денег, и именно этим и пользуются МФО», – говорит Шалаев.

В соответствии с судебной практикой, а также позицией Верховного суда, сформулированной еще в 2014 г., предоставление займа, т. е. фактическая передача заемщику денежных средств, не является самостоятельной услугой, подчеркивает Дмитрий Горбунов, партнер фирмы «Рустам Курмаев и партнеры». «МФО не вправе требовать дополнительной платы не только за осуществление перевода денежных средств на банковский счет (на карту) клиента, но и, например, за рассмотрение его заявки и оценку кредитоспособности, – говорит Горбунов. – И хотя закон «О микрофинансовой деятельности» и не устанавливает прямого запрета на такие комиссии, к отношениям, возникающим между МФО и заемщиком, применимы требования закона «О потребительском кредите», а он, в свою очередь, такие ограничения предусматривает». Даже если дополнительные платежи и комиссии прописываются в договоре, это не делает их обоснованными, поскольку любые условия договора займа, противоречащие закону, могут быть признаны недействительными и ничтожными, подчеркивает юрист.

Сами МФО считают, что они вправе предоставлять клиенту выбор между платной и бесплатной услугой. «В нашей группе компаний нет комиссий за предоставление займа или за оказание услуг, связанных с предоставлением займа, – комментирует Александра Новицкая, директор департамента по правовым и корпоративным вопросам ГК Eqvanta. – Тем не менее закон позволяет кредиторам предусматривать условие о платности определенных способов предоставления займа, если при этом есть бесплатный способ и клиент самостоятельно выбрал именно платный способ. С точки зрения буквы закона нарушения нет. С позиции духа закона это неправильно и, конечно, не клиентоориентированно». Другие МФО («Мигкредит», «Кармани», «Мани мен», «Финбридж») на запрос «Ведомостей» не ответили.

Если клиент МФО все же подписал договор и заплатил за получение средств, омбудсмен рекомендует сначала обратиться с претензией в МФО с требованием о возврате уплаченной комиссии. «Если ответ МФО потребителя не устроил или не был получен вовсе, потребитель вправе обратиться к финансовому уполномоченному», – отмечает Воронин.

Омбудсмен рекомендует МФО пересмотреть работу по урегулированию подобных претензий клиентов, поясняя, что при рассмотрении спора финуполномоченным у кредитора возникает обязанность уплатить взнос в фонд финансирования деятельности омбудсмена, размер которого может значительно превышать размер комиссии. Для потребителей рассмотрение заявлений осуществляется омбудсменом бесплатно.