ЦБ не поддержал идею информировать о звонках мошенников бесплатно

Решать надо саму проблему телефонного мошенничества
Евгений Разумный / Ведомости

Банк России, Минцифры и операторы связи раскритиковали идею Общенародного фронта (ОНФ) обязать операторов бесплатно информировать граждан о звонках мошенников. Большого экономического смысла обязать операторов бесплатно сообщать клиенту о звонке мошенника нет, отметил первый замглавы департамента информационной безопасности ЦБ Артем Сычев: пользователь должен сам решать, подключать ли ему услугу, так как не всем она нужна, а операторы зарабатывают на этом. По словам Сычева, когда на клиентов перестал воздействовать звонок «из службы безопасности банка», им начали звонить якобы из МВД или «Госуслуг». То же самое будет и с информированием о звонках, считает он: через некоторое время мошенники научатся обходить эти системы и последствия могут быть еще страшнее.

Информирование – это последний шаг, которым следует заниматься, заявил директор департамента обеспечения кибербезопасности Минцифры Владимир Бенгин: граждане, особенно старшее поколение, могут не обращать внимания на всплывающие уведомления и сообщения о том, что вызов недоверенный. По его словам, когда проблема телефонного мошенничества носит настолько массовый характер, необходимо решать ее саму, а информирование позволит лишь снизить число пострадавших на 20–30%, но не на 90%.

Оператор, предоставляя эту услугу, несет затраты на оборудование, программное обеспечение и техподдержку, отметил в ходе круглого стола представитель «Мегафона» Михаил Хазов. Проблема как спама, так и мошенничества решается техническими способами, а также взаимодействием между игроками рынка, считает он. Надо разобраться сначала с самим телефонным мошенничеством и тогда информировать клиента не придется, заключил Хазов. Не ясно, как информировать клиентов с кнопочными телефонами и тех, кто пользуется стационарными телефонами, добавил представитель «Вымпелкома» (бренд «Билайн») Виталий Недыхалов.

Ключевая проблема в борьбе с телефонным мошенничеством в том, что обычно злоумышленники подменяют номера. Крупнейшие банки совместно с сотовыми операторами начали запускать решения по борьбе с подменой телефонных номеров злоумышленниками год назад, писал РБК. В «Тинькофф банке» есть антифрод-платформа в партнерстве с «Мегафоном», МТС, Tele2 и «Тинькофф мобайл». Банк и мобильные операторы обмениваются данными в режиме реального времени для выявления подозрительных звонков. Платформа определяет, действительно ли клиенту звонит банк. В случае чего банк может приостановить нетипичные операции по банковской карте после подозрительного звонка клиенту до выяснения обстоятельств. Сбербанк запустил похожий проект с Tele2 и «Мегафоном», подключить к обмену информацией планировалось МТС и «Билайн».

За первое полугодие 2021 г. число выявленных мошеннических номеров увеличилось в 1,8 раза до 12 660 для городских, в 2 раза – для мобильных до 4952 и в 3 раза до 351 – для номеров 8-800, следует из последних данных регулятора. ЦБ направил операторам запросы на блокировку всех выявленных номеров.

Для решения проблемы с подменой номера летом приняли поправки в закон «О связи», согласно которым операторы будут обязаны проводить идентификацию звонящих. С 2023 г. согласно новому закону должна заработать система по контролю пропуска трафика и голосовых услуг, которая нанесет существенный удар по подмене номеров, отметил представитель МТС Александр Мацкевич. Но решение будет эффективно, если к этой системе обяжут подключиться также небольших операторов и процесс будет контролироваться, добавил он. В Минцифры сообщили, что в России действует около 3000 операторов. По новому закону операторы должны будут передавать другим абонентский номер или уникальный код идентификации абонентов, а также при определенных условиях прекращать оказывать услуги связи, пояснил совладелец компании RuSIEM Максим Степченков.

Крупные операторы не ждут официального запуска с 2023 г. единой системы и сами борются с подменой номеров, обмениваясь информацией друг с другом, заявил Недыхалов из «Вымпелкома». В течение полугода у всех операторов большой четверки появится сервис по противодействию нежелательным вызовам, куда войдет и противодействие мошенничеству и спаму, заявила представитель Tele2 Юлия Гошко. Это было закреплено в меморандуме, который подписала ФАС с операторами, добавила она.

Операторы связи также предлагали наделить их правом самостоятельно блокировать вызов, не прошедший верификацию, заявил Хазов из «Мегафона». Соответствующий законопроект прошел первое чтение в Госдуме в марте, тогда как внесли его депутаты в 2017 г.

Для поимки злоумышленников операторы должны иметь возможность отслеживать всю цепочку, которую проходит звонок, для определения, откуда он поступает, рассказал представитель МВД Григорий Матусевич. По его словам, образована рабочая группа для создания базы мошеннических номеров, в которую вошли представители МВД, Федеральной службы безопасности, Роскомнадзора, Банка России, банков и операторов связи. У Сбербанка уже есть база мошеннических номеров. На конец апреля в ней находилось свыше 600 000 контактов. Кроме того, банк начал собирать «библиотеку голосов» телефонных мошенников, с помощью которой отслеживает звонки клиентам и блокирует списание средств со счетов, говорил зампред правления Сбербанка Станислав Кузнецов.

Создание единой базы мошеннических номеров возможно только после решения вопроса с подменой номера, иначе любой добропорядочный гражданин может пострадать, отметил Бенгин из Минцифры. Создание единой базы мошенников – идея правильная, считает Сычев из ЦБ. Сам Банк России обменивается такой информацией с Министерством внутренних дел в рамках заведенных уголовных дел.

В борьбе с мошенниками должен помочь законопроект об обмене информацией между банками и операторами. Планируется, что операторы будут передавать в банки информацию о статусе обслуживания абонента, о расторжении договора на оказание услуг сотовой связи, о приостановлении оказания услуг сотовой связи, о включении/выключении переадресации голосовых вызовов и sms, а также о факте замены сим-карты. Минцифры поддерживает законопроект и надеется на его скорейшее принятие. Сычев из ЦБ назвал этот законопроект одним из важнейших элементов противодействия мошенничеству.

Часть крупнейших банков уже напрямую договорились с операторами об обмене информацией на возмездной основе. Вопрос, который тревожит операторов в связи с этим законом, – регулирование тарифов на предоставление такой информации, сообщил «Ведомостям» председатель Национального совета финансового рынка Андрей Емелин.