Крупнейшие банки не подключили pull-переводы между счетами клиента в СБП

Все универсальные банки должны были запустить сервис с 1 октября
Только за последний месяц число pull-переводов через СБП выросло более чем в 4 раза / Евгений Разумный / Ведомости

Шесть банков из 13 системно значимых – Сбербанк, ВТБ, Райффайзенбанк, Альфа-банк, «ФК Открытие» и Московский кредитный банк (МКБ) – не подключили услугу для граждан пополнять карту со своего счета в другом банке через систему быстрых платежей (СБП) Центробанка.

Сервис так называемых pull-переводов позволяет клиенту в приложении одного банка запрашивать средства для перевода со своих счетов в других банках. Как убедился корреспондент «Ведомостей», в приложении «Тинькофф банка» есть возможность пополнить счет «с моего счета в другом банке», но среди крупнейших банков деньги можно запросить только в Газпромбанке, Промсвязьбанке, Россельхозбанке, Совкомбанке, «Юникредит банке» и Росбанке. Всего, по данным сайта СБП, услугу пополнения своего счета через счет в другом банке подключила 151 организация.

Все банки с универсальной лицензией были обязаны, согласно нормативному акту ЦБ, с 1 октября подключить сервис pull-переводов между счетами клиента. За неподключение к сервису регулятор может наложить штраф, как было в случае со Сбербанком, который не присоединился к СБП вовремя. По закону ЦБ может направить банку предписание, а в случае его неисполнения в срок – оштрафовать банк на сумму до 1% минимального размера уставного капитала. Около 30 банков активно работают над завершением реализации сервиса переводов по инициативе получателя, говорит представитель ЦБ: «Мы находимся с ними в постоянном диалоге».

В банках, не подключившихся вовремя к сервису, уверяют, что сделают это в скором времени. Сбербанк ведет работу по подключению сервиса и находится в «постоянном диалоге» с регулятором по этому вопросу, сообщил представитель банка. Функционал сервиса pull-переводов находится в разработке и будет запущен до конца 2021 г., говорит представитель Райффайзенбанка. ВТБ находится на финальном этапе запуска сервиса, его внедрение банк завершит в ноябре, сказал его представитель: «Мы работаем над решением заключительных технических вопросов совместно с регулятором». Запуск сервиса у «ФК Открытие» и МКБ уже на финальной стадии, говорят представители банков.

Что такое СБП

ЦБ запустил СБП в начале 2019 г. Она позволяет быстро переводить денежные средства между счетами разных банков. Сначала СБП использовалась только для мгновенных переводов между физлицами по номеру телефона. Комиссия для физлиц за переводы сейчас нулевая, если сумма перевода в месяц не превышает 100 000, затем – 0,5%, но не более 1500 руб. Осенью 2019 г. в системе появились и переводы от физического лица юридическому для оплаты товаров и услуг. Центробанк запускал СБП в том числе и для того, чтобы бороться с монополией Сбербанка на рынке карточных переводов. До появления СБП Сбербанк развивал свою систему мгновенных переводов по номеру телефона. Подключение к СБП сначала было добровольным, но из-за отказа Сбербанка присоединиться к системе это сделали обязательным для всех банков. К СБП Сбербанк подключился с опозданием на полгода, за что был оштрафован ЦБ: вместо 1 октября 2019 г. госбанк сделал это весной 2020 г. Среди причин, по которым Сбербанк не хотел присоединяться к системе регулятора, были экономические условия и риски для безопасности.

Сроки запуска сервиса сейчас выглядят достаточно жесткими, отмечает собеседник в банке из топ-10, с учетом того, что основной спрос клиенты по-прежнему формируют в рамках прямых переводов через СБП. Это доказывает и тот факт, что почти все из ­топ-10 банков не внедрили сервис до 1 октября. В Альфа-банке не ответили на запрос «Ведомостей».

Сервис pull-транзакций может быть востребован, если нужно, например, собрать на одном счете определенную сумму – для оплаты кредита, крупной покупки онлайн или в магазине, объяснял ЦБ в июле 2020 г., когда анонсировал запуск сервиса. Это удобнее, чем открывать приложения разных банков и делать переводы, отмечалось в сообщении регулятора: достаточно открыть окно СБП в приложении банка, на счет в котором нужно собрать деньги, и сделать внутри одного окна запросы на нужные суммы со своих счетов в других банках.

Только за последний месяц число pull-переводов через СБП выросло более чем в 4 раза, а их совокупный объем – более чем в 14 раз, говорит представитель ЦБ. Но даже если у клиента банк, который подключил услугу, он не сможет, например, через его приложение запросить деньги со счета банка, который сервис СБП не подключил.

У ряда банков есть возможность через их приложение пополнять свой счет с карт чужих банков. Это одна из самых используемых функций переводов в мобильном приложении банка, говорит представитель «Тинькофф». По его словам, почти половина клиентов пользуются таким типом пополнения ежемесячно. Похожий функционал через СБП пока еще не настолько востребован, но интерес будет расти по мере появления аналогичного сервиса у других крупных банков, счета в которых есть также у клиентов «Тинькофф», считает представитель банка.

За 12 дней с момента запуска сервиса клиенты Совкомбанка перевели со своих карт в сторонних банках 41 млн руб., говорит заместитель председателя правления Совкомбанка Альберт Борис. Средний чек такой операции составляет 9000 руб., отметил он, а прирост оборотов по pull-переводам – около 10% в день.

Причины, по которым банки не подключились к pull-переводам через СБП, могут располагаться в разном порядке для разных организаций, полагает председатель правления НП «Национальный платежный совет» Алма Обаева. Это может быть технологическая неготовность, когда не все системы успели разработать и интегрировать, еще одной причиной, безусловно, являются риск мошенничества и сложности с возвратом, добавила Обаева.

Банки не успели внедрить систему в связи с особенностями цифровизации, считает директор Национальной платежной ассоциации Мария Михайлова, так как необходимо создать инфраструктуру и интегрировать новый сервис в существующую систему. Одним из ключевых рисков, который возникает из-за возрастающего числа обязательных к внедрению сервисов, является снижение инвестиционной активности, в том числе в развитие платежных сервисов, считает Михайлова: для внедрения госсервисов нужны ресурсы, которые ограничены, но исполнение обязательных требований стоит в приоритете, поэтому собственные инвестиции могут быть под вопросом.