Россияне осваивают новый вид платежей

Сервис быстро стал популярным благодаря участию крупнейших банков
Оплата товаров и услуг с помощью СБП более удобна, потому что не требуется вводить реквизиты карт / Евгений Разумный / Ведомости

В III квартале россияне сделали 2,5 млн переводов в пользу бизнеса (c2b-платежи) через систему быстрых платежей (СБП) Банка России, рассказал «Ведомостям» представитель регулятора, граждане оплатили товары и услуги на 12,7 млрд руб. Количество и размер c2b-платежей через СБП вырос в 2,8 и 2,4 раза соответственно по сравнению с предыдущим кварталом.

Динамичный рост представитель ЦБ связывает с подключением к таким переводам крупнейших банков в июле 2021 г. Изначально предполагалось, что все системно значимые банки (их 13) должны до 1 октября подключить возможность c2b-переводов, в том числе с использованием QR-кодов. Но Владимир Путин на Петербургском экономическом форуме в июне предложил банкам ускориться и внедрить такую возможность до 1 июля, а также возвращать малому и среднему бизнесу взимаемую комиссию. Все крупнейшие банки последовали рекомендации президента, подключив услугу с 1 июля, в том числе Сбербанк (там отказались от комментариев).

Внедрение способа оплаты через СБП снижает затраты для бизнеса на обслуживание карт. При оплате товаров, лекарств, услуг ЖКХ, информационных, телекоммуникационных, почтовых, транспортных, медицинских и образовательных услуг комиссия составляет 0,4%, в остальных случаях – 0,7%. С 1 ноября будет также ограничен максимальный размер комиссии за перевод, который не сможет превышать 1500 руб.

Делобанк (входит в группу СКБ-банка) внедрил все возможные способы оплаты товаров и услуг через СБП: с помощью QR-кода, платежных ссылок и СБП-подписки, рассказал бизнес-директор кредитной организации Алексей Трегубов. По его словам, наибольший объем идет за счет интеграции с различными финтехами, например «Бензубером» – онлайн-сервисом для оплаты топлива на АЗС. По мнению Трегубова, динамичный рост количества и размера платежей через СБП в сегменте c2b обеспечивается выгодой для продавца и покупателя: клиенту не надо иметь банковскую карту или nfc-чип в телефоне. Также со второго полугодия комиссия для субъектов МСБ за переводы c2b компенсируется государством, добавил он.

Но пока сумма c2b-платежей незначительна по сравнению с размерами переводов между гражданами (с2с): они выросли в 1,4 раза до 1,4 трлн руб. в III квартале относительно предыдущего. При этом пятая часть таких переводов относится к пополнению брокерских счетов.

Стимулами для динамичного роста оплаты товаров и услуг с помощью СБП выступают более низкие тарифы за проведение операций в сравнении с эквайрингом, сказал представитель ВТБ: «Для покупателя это особенно удобно, потому что не требуется вводить реквизиты карт».

С февраля по август оборот по таким платежам вырос более чем в 3 раза, сказала директор по инновациям «Почта банка» Анастасия Масленникова.

Количество c2b-переводов выросло в Московском кредитном банке (МКБ) на 18%, сообщил начальник управления развития дистанционного обслуживания МКБ Владислав Ермаков, рост связан с популяризацией сервиса, низкими тарифами, а также с тем, что это новый тип оплаты.

Райффайзенбанк прогнозирует долю c2b в оплате товаров и услуг в 10% от всего объема рынка платежей к 2025 г., рассказал руководитель направления по развитию электронной коммерции банка Георгий Коннов. По его словам, в сентябре платежи через СБП клиентов Райффайзенбанка пробили планку в 1 млрд руб., за III квартал оборот составил более 2 млрд руб. с 420 000 транзакций.

В Совкомбанке не ожидают негативного влияния на прибыль от перетока клиентов в систему ЦБ, говорит заместитель председателя правления банка Олег Машталяр: «Удобный сервис для клиентов повышает их лояльность, значит, они будут хранить большие остатки на счетах, а банк сможет продать им кросс-продукты».

Сейчас наибольшей популярностью пользуется оплата по универсальным ссылкам и динамическим QR-кодам, сообщил представитель «Юникредит банка», количество исходящих платежей в 10 раз выше, чем плата по статическим QR-кодам и платежным ссылкам. В III квартале 2021 г. число c2b-переводов выросло в 2 раза по сравнению с I кварталом, рассказал представитель банка «Открытие». При этом, по его словам, в сегменте c2b наблюдается некоторое замещение переводами по номеру телефона эквайринга банковских карт.

В сентябре размер платежей через СБП на Wildberries превысил 1 млрд руб., что стало рекордным показателем за один месяц, сообщил представитель маркетплейса, с апреля по сентябрь наблюдался рост в 18 раз. Чаще всего покупатели оплачивают таким способом fashion-товары (одежду, обувь, аксессуары), электронику и бытовую технику, товары для дома, косметику и парфюмерию, а также детские товары, добавил он. Интерес к российским платежным инструментам – СБП, картам «Мир», Sberpay – в Wildberries связывают с дополнительной скидкой 2% и внедрением оплаты через них в мобильное приложение.