Трансграничные переводы граждан из России в Латвию упали за год в 8 раз

Эксперты связывают это с ужесточением борьбы с отмыванием денежных средств как в Латвии, так и в РФ
Латвия, которая год назад занимала 4-е место по размеру переводов как в Россию, так и из России, откатилась на 12-е место по переводам в Россию и на 14-е – в Латвию/ Василий Шитов / ТАСС

Трансграничные переводы граждан между Россией и Латвией с начала года резко сократились как со стороны России, так и со стороны Латвии. Сумма переводов физлиц из России в Латвию за III квартал упала в 8,1 раза до $59 млн, за аналогичный период прошлого года показатель составил $479 млн. То же и с переводами в Россию – сумма снизилась в 4 раза с $360 млн до $90 млн. Это следует из статистики трансграничных переводов физлиц Банка России, которая учитывает переводы резидентов и нерезидентов через банки, включая переводы через платежные системы.

Суммы переведенных как в Россию, так и в Латвию денег стали уменьшаться с начала этого года. Если в IV квартале прошлого года сумма переводов в Россию из Латвии составляла $341 млн, то уже в I квартале 2021 г. она упала в 4,7 раза до $72 млн. Аналогичная ситуация и с переводами в Латвию из России: в IV квартале 2020 г. они достигали $450 млн, а в I квартале этого года сократились до $74 млн.

За весь прошлый год сумма средств, переведенных из Латвии в Россию, была $1,5 млрд, а из России в Латвию – $1,8 млрд. Тогда как за январь – сентябрь 2021 г. граждане перевели в Россию всего $240 млн, а в Латвию – $192 млн.

В итоге Латвия, которая год назад занимала 4-е место по размеру переводов как в Россию, так и из России, откатилась на 12-е место по переводам в Россию и на 14-е – в Латвию.

Эксперты связывают резкое падение сумм переводов с ужесточением борьбы с отмыванием денежных средств в Латвии. Латвийские банки долгие годы играли для грязных денег роль транзитных зон. В 2016 г. Центр по исследованию коррупции и организованной преступности (OCCRP) и «Новая газета» опубликовали расследование о предполагаемой схеме отмывания российских денег через Молдавию и Латвию под названием «Ландромат» (англ. laundromat, «автоматизированная прачечная»). Схема функционировала как минимум с 2011 по 2014 г., за это время, по данным OCCRP, из России было выведено около $21 млрд. В схеме вывода преступных денежных средств за рубеж участвовали 18 российских банков, у 15 из которых в период с 2013 по 2016 г. отозвали лицензию.

В феврале 2018 г. США ввели санкции против латвийского ­банка ABLV, поскольку выяснилось, что он проводил незаконные транзакции для клиентов из России, Азербайджана, с Украины и даже из Северной Кореи. Минфин США лишил банк возможности проводить операции в долларах, и вскоре тот вынужден был закрыться. В июне этого года появилось сообщение о том, что Комиссия рынков финансов и капитала оштрафовала латвийский банк Rietumu banka на 5,85 млн евро за нарушения требований закона о предотвращении легализации средств, полученных преступным путем.

В мае прошлого года Еврокомиссия объявила о планах создания новой комплексной системы для более эффективной борьбы с отмыванием денег на территории Евросоюза. Решение было принято после того, как в последние годы несколько европейских банков оказались замешаны в широкомасштабном отмывании денег, в том числе для клиентов из России. Помимо латвийских в отмывании подозревались эстонские и шведские банки. Так, через эстонский филиал датского Danske Bank в 2007–2015 гг. прошло около 200 млрд евро, значительная часть которых могла быть классифицирована как подозрительные операции.

С недавних пор латвийские банки вообще перестали открывать счета офшорным компаниям с российским бенефициаром, если у тех нет прямой связи с Латвией, говорит партнер Amond & Smith Ltd Сергей Назаркин.

«Если говорить о переводах физических лиц, то клиенты из Латвии жалуются на сложности, граничащие с запретом переводов не только в банках, но и через платежные системы без открытия счета как в Россию, так и из нее», – отмечает советник Hill Consulting Сергей Нестеренко. Он связывает это с растущим негативным отношением в ЕС вообще и в Латвии в частности к российским деньгам: «Они априори считаются токсичными из-за возможной связи с политически значимыми фигурами либо с незаконно полученными бюджетными средствами или деньгами от подсанкционных компаний».

Кроме того, из Латвии постепенно вытесняются бизнесы с российскими корнями, в том числе россияне, имеющие вид на жительство или на него претендующие, говорит Нестеренко. Соответственно, уменьшается количество денег и само число потенциальных отправителей таких средств, отметил он.

«Привлекательность Латвии для отмывания упала, да и все, кто хотел этой лазейкой воспользоваться, уже это сделали», – отмечает руководитель практики финансовых расследований и противодействия коррупции ФБК Grant Thornton Александр Сотов. Поэтому в будущем можно ожидать что новыми «прачечными» станут Тайвань или Сингапур, считает он.

Следствием этой перемены стало и резкое вытеснение рубля из переводов из России в Латвию и из Латвии в Россию, говорит начальник аналитического управления банка БКФ Максим Осадчий. Если в III квартале 2020 г. в общей сумме переводов из Латвии в Россию 80,7% составляли рубли, то в III квартале этого года – всего 10,1%. Рубли были замещены евро.

Представитель Сбербанка отметил, что в банке не наблюдают падения объемов переводов между Россией и Латвией.

Ужесточение антиотмывочного законодательства в Латвии происходит постоянно на протяжении последних лет, говорит руководитель Ассоциации участников рынка электронных денег и денежных переводов Виктор Достов. Кроме того надзорные меры Банка России и Росфинмониторинга в сфере противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, привели к закономерному снижению объемов переводов, добавила председатель правления некоммерческого партнерства «Национальный платежный совет» Алма Обаева.

Вместе с тем Достов рассказал, что помимо ужесточения антиотмывочного законодательства в Латвии могут быть и другие причины для резкого снижения сумм переводов. Одной из причин может быть снижение активности россиян в Латвии как туристов и предпринимателей из-за пандемии. К тому же ряд операций, для которых проводились трансграничные платежи из России в Латвию, типа гемблинга или форекса в 2021 г. в значительной мере были ограничены российским ЦБ или сведены на нет, резюмировал Достов.